Полина

Рассказы, стихи, истории, и просто размышления... Авторское творчество.

Re: Полина

Сообщение Ольга Н. » 01 июл 2013, 05:20

Хорошие вопросы задаете, Петя. Мне самой ужас как интересно, как замысел воплощается в реальную форму. Тут ведь всегда много импровизации уже в процессе, выскакивает что-то, чего и предвидеть не мог. Уверенна, что вы это и сами лучше многих знаете.
Как-то читала любопытный труд о постановках 100 (!) спектаклей «Гамлета». Естественно, ни один Гамлет не был похож на другого, и все они отражали режиссера, его сознание, и его бессознательное.
Любой творческий продукт обречен на банальность, если НЕ несет на себе печать индивидуальных тараканов автора.

Душечка Чехова – это, на мой взгляд, и проекция каких-то сложностей самого автора (анимы) , и ровно настолько – его гениальная интуиция в схватывании каких-то архетипических проявлений женской сущности, и потому эта дама будет вызывать самое разное отношение у разных мужчин. Поэтому Владимир в теме «Душечка» так удачно привел прямо-таки перпендикулярные реакции на нее у Толстого и Горького, например. Так же может разниться восприятие Душечки у разных женщин.
И, наконец, отношение к ней может совпасть у автора-мужчины и у режиссера-женщины, но «проживаться» будет совершенно по-разному. За этим, действительно, будет любопытно наблюдать, потому что в каждой женщине есть что-то от Душечки.

Душечка в восприятии П. (и моем тоже) - один из базовых женских архетипов (не единственный) - желать любви любой ценой, вплоть до полной потери себя, до полной бессознательности, до отдачи себя на заклание, как жертвенное животное. Юнг пишет о таких: «Нечто пустотелое и переливчатое, желанный сосуд для мужских проекций. Жертвенная овца, которая подвешена на крестном древе».
И это поразительно перекликается со словами самого Чехова в рассказе: «Она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха».
Тут есть парадокс – такая женщина притягивает мужчин, как идеальная курица для петушиных проекций, и еще больше и очень быстро отталкивает, до отвращения. Архетип же всегда амбивалентен - и для того, в ком он констеллирован, и для того, на кого он проецируется.
Чехов - жесткий писатель и глубокий. Поэтому его Душечка вызывает одновременно брезгливость и ужас, и вместе с тем ее жалко, потому что она подлинна в своей самочьей преданности («два в одном стакане»).
Юнг по этому поводу говорит: «Если и можно что-то сделать, так это не идентифицировать себя с одним архетипом, потому что последствия этого - как свидетельствуют психопатология– ужасающие».

Но это психология. В создании же художественного образа нужны именно гипертрофия, намеренное выпячивание (вплоть до абсурда) «одной, но пламенной страсти». Нужна острая форма. Особенно – в театральном действе.
Ну и, с другой стороны, все-таки творческому зуду плевать на красоту и эмансипацию или отсутствие оных. Творчество - это не только «что», но еще более «как».
П. часто вспоминает, как ее любимый режиссер мог 10 часов на репетиции набрасывать один вариант за другим, а на следующий день сказать, что всё прежнее – полная фигня.
«Про что» - часто рождается мгновенно, как озарение.
«Как» - вымучивается, вылупливается, выгоняется в алхимическом сосуде до символической формы.

У Блока есть классные строчки об этом.
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
И в этих же стихах – эпиграф: «Ну, старая кляча, пойдем ломать своего Шекспира!»

Ну, вот как-то так…
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 07:09

То есть, наслаждение в делании, работе. (Он аккуратно нарисовал" поднятые брови".)

Все дальнейшее написано исключительно из зависти.

Два в одном потому что так устроено: и день, и ночь, и твердь земная, и твердь небесная...

И Душечка и Лолита , Корделия и Гонерилья ..все те же Оля и Яло.

Но всегда порознь, когда сосуд один.

И если ты днем Душечка, то где-то есть место, пусть в самом далеком уголке сада, где в тени саженной крапивы танцует Кармен.

Вот вроде и название обещающее "Плохой хороший человек" , а все одно , внутри- порознь.

Как же петь он будет, ранний петух , проснись он в полдень после свадьбы ?

Рассказы Чехова схожи с древнерусскими плоскостными иконами. И где- то еще далеко- далеко бродит призрак Андрея Рублева.

И если мы поверим, что удивительный народ -женщины - последние века благополучно пребывал в плену традиций замужества, то справедливым будет отметить, что и свежие ветра не просто выдувают этот народ из тени , но сама тень вместе со всем в ней живущим накрывает еще недавно счастливый правилами мир. Суть от этого меняется так же сильно как запах холодных, вчерашних щей, открытых утром с похмелья.


"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. " М. Б.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 16:10

Вот оно масло на мой недоконченный бутерброд…
Эээ… бутерброды так быстро не намазываются.
Душка, душенька, душечка… сколько намазываний мне предстоит сделать? Знатный сэндвич!
Вроде как бы с чеховской душечки нужно начать, но рука потянулась к любимым д. грекам.
Ага, то что нужно – Елена Троянская.
Красотка. Предмет желанный для всех, но не достижимый для простого смертного (ну разве только полубога, и то ускользающий от него) . Сама того не желая становится причиной раздора мужчин, зависти женщин, и даже богинь! Проклята Афродитой, и гонима ей… Невольный палач и невольная жертва. Она вообще не вольнА распоряжаться своей судьбой, жизнью (некая специальная питательная среда для выращивания «божественных комплексов»). Тотальная подчиненность судьбе передающаяся по наследству (дочь Ифигения принесенная в жертву Артемиде). Ее находят для того чтобы потерять. Отнимают, чтобы отняли. Красота, сеющая вокруг себя раздор, ненависть, зависть и отвращение. Мужчины рядом с ней (даже если они от природы имеют благородство) превращаются в чудовищ, тиранов.
Тень. Сестра Клитеместра. У той все ясно и просто – царский брак с Агамемноном измена ему с его двоюродным братом Эгисфом и по возвращении убийством своего суженного, ну и как положено расплатой за содеянное – смерть от рук собственного сына Ореста, отомстившим ей за гибель отца.
Кого-то она мне напоминает?!
Ага. Нашел. Психея.
Красотка. Зависть Венеры. Жертва. Покорность судьбе и.т.д….
Вот еще.
Богданович великолепное изложение сюжета Апулея «Амур и Психея» в стихах.

Искать приличных слов
К тому, что в множестве веков
Блистало толь отменно,
Напрасно было бы, и было б дерзновенно
Короче я скажу: меньшая царска дочь,
От коей многие вздыхали день и ночь,
У греков потому Психея называлась,
В языках же других, при переводе слов
Звалась она Душа, по толку мудрецов,
А после в повестях старинных знатоков
У русских Душенька она именовалась;
И пишут, что тогда
Изыскано не без труда
К ее названию приличнейшее слово,
Какое было ново.
Во славу Душеньке у нас от тех времен
Поставлено оно народом в лексиконе
Между приятнейших имен,
И утвердила то любовь в своем законе.

Проклятие Венеры

За честь свою, за честь Венеры
Яви ты строгости примеры;
Соделай Душеньку постылою навек,
И столь худою,
И столь дурною,
Чтоб каждый от нее чуждался человек;
Иль дай ты ей в мужья, кто б всех сыскался хуже,
Чтобы нашла она себе тирана в муже
И мучила б себя,
Жестокого любя;
Чтоб тем краса ее увяла,
И чтобы я покойна стала".

Плачь по себе-любимой

Но царь и вся родня
Любили Душеньку без меры,
Без ней приятного не проводили дня, -
Могли ль предать ее на мщение Венеры?
И все в единый глас
Богине на отказ
Возопияли смело
Что то несбыточное дело.
Иные подняли на смех ее олтарь,
Другие стали горько плакать;
Другие ж, недослушав, такать,
Когда лишь слово скажет царь.
Иные Душеньке в утеху говорили,
Что толь особая вина
Для ней похвальна и славна,
Когда, во стыд богинь ее боготворили;
И что Венеры к ней и ненависть и месть
Ее умножат честь.
Царевне ж те слова, хотя и лестны были,
Но были ей милей,
Когда бы их сказал какой любовник ей.
От гордости она скрывала
Печаль свою при всех глазах
Но в тайне часто унывала,
Себя несчастной называла
И часто, в горестных слезах,
К Амуру вопияла:
"Амур, Амур, веселий бог!
За что ко мне суров и строг?
Давно ли все меня искали?
Давно ли все меня ласкали?
В победах я вела часы,
Могла пленять, любить по воле;
За что теперь в несчастной доле?
К чему полезны мне красы?
Беднейшая в полях пастушка
Себе имеет пастуха:
Одна лишь я не с кем не дружка
Не быв дурна, не быв лиха!
Одной ли мне любить зазорно?
Но если счастье толь упорно
И так судили небеса,
То лучше мне идти в леса,
Оставить всех людей отныне
И кончить слезну жизнь в пустыне!"
Меж тем, как Душенька, тая свою печаль
От всех своих родных уйти сбиралась в даль,
Они ее бедой не менее крушились
И сами ей везде искали женихов;
Но всюду женихи страшились
Гневить Венеру и богов,
Которы, видимо, противу согласились.
Никто на Душеньке жениться не хотел,
Или никто не смел

Жертва.

Но Душенька сама была великодушна,
Сама Оракулу хотела быть послушна.
Иль, может быть и так, чтоб мне не обмануть,
Она, прискучив жить с родными без супруга,
Искала наконец себе другого друга,
Кто б ни был, где ни будь;
И чтоб родным была видна ее услуга,
В решительных словах сама сказала им:
"Я вас должна спасать несчастием моим.
Пускай свершается со мною вышня воля;
И если я умру, моя такая доля".

И далее вообще интереснее….
Просто трудно не заметить сходство в характерах и сценариях.
Вот еще одна душечка. Красотка...


В унынье тяжком и глубоком
Она подходит — и в слезах
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь,
В волнах решилась утонуть —
Однако в воды не прыгнула
И дале продолжала путь.


Людмила умереть умеет!
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров —
Не стану есть, не буду слушать,
Умру среди твоих садов!»
Подумала — и стала кушать.

Княжна с постели соскочила,
Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.

Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась и — смеялась.
Ее пугала борода,
Но Черномор уж был известен,
И был смешон, а никогда
Со смехом ужас несовместен.
Навстречу утренним лучам
Постель оставила Людмила
И взор невольный обратила
К высоким, чистым зеркалам;
Невольно кудри золотые
С лилейных плеч приподняла;
Невольно волосы густые
Рукой небрежной заплела;
Свои вчерашние наряды
Нечаянно в углу нашла;
Вздохнув, оделась и с досады
Тихонько плакать начала;
Однако с верного стекла,
Вздыхая, не сводила взора,
И девице пришло на ум,
В волненье своенравных дум,
Примерить шапку Черномора.
Всё тихо, никого здесь нет;
Никто на девушку не взглянет...
А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!
Рядиться никогда не лень!
Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень
И задом наперед надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула — перед ней
Людмила прежняя предстала;
Назад надела — снова нет;
Сняла — и в зеркале! «Прекрасно!
Добро, колдун, добро, мой свет!
Теперь мне здесь уж безопасно;
Теперь избавлюсь от хлопот!»
И шапку старого злодея
Княжна, от радости краснея,
Надела задом наперед.

Узнали? Еще бы не узнать.
Тень? О! это еще та тень… О, витязь, то была Наина….
И пушкинская, и чеховская, и аксаковская, еще бог знает кого…
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша… только вот от чудовища не избавиться видно такова природа.

“Я Душечка… люблю Амура…”
Потом заплакала, как дура,
Потом, без дальних с нею слов,
Заплакал вместе рыболов,
И с ней взрыдала вся Натура…

Интересно, что Психея зачала от Амура дочку – Наслаждение… Тут есть над чем помыслить.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 17:27

Пробежал по "Душечке". Ну что могу сказать, наверное что -то из оригинального: Чехов умеет писать. Но Для спектаклю диалогов маловато. Надо отсебятину добавить. Допустим, пусть она поговорит с тремя мужьями после их смерти и с автором, но уже своей теневой стороной. Тень Душечки и дух мужа; выделить в отдельные пространства, да хоть бы светом , пушкой сверху, пару киловатт с рассеивателем,переодеть духа в белое, Душечку в черное или в тень усадить...Диалоги готов прописать. Любил я Чехова, их- их- их!
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 17:45

И как ты представляешь тень чеховской душечки? Вот я сегодня покопался в образе (амлифицировать попытался), и своему удивлению обнаружил, что Душечка это "черная дыра" (фрейда не предлагать). Все, что попадает в поле ее притяжения или не возвращается, или приходит в мир, но без души, такие бледные проекции души, т.е. душечки...
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 18:00

Тебе надо было видеть Полину. Из незамужней, флиртующей девочки она превращается в женщину,от безысходности сливающей воду на тело плененного немца- убийцы. Она внутри напряженной сцены может на миг " выключить глаза", так бросить взгляд на кого- то из публики, будто они сейчас кофе пойдут пить. И снова уйти в роль. Удивительная пластичность.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 18:02

Я не об этом...
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 18:22

Ты про содержание? Это не проблема. Вот совсем. К примеру , если внимательно читать , Душечка каждого мужа пытается контролировать . Она лезет в кассу театра , где работает антрепренер-муж, пытается разобраться в торговле лесом со склада другого супруга, собирает информацию о лечебном деле в городе.Это женщина с головой и гимназии кончала. Это только одна линия. Чехов ведь в лавке работал, в театре и в больнице. Он конкретен.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 18:35

Внешняя сторона дела выглядит так. Но ты же про тень конкретного персонажа, т.с. личную тень, а я об архетипической, где те самые страсти по-любви, и невозможности обрести ее... Не от мира сего она, даже при всей кажущейся заземленности.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 19:38

Володь ,у меня на стене висит Шишкин " Утро в сосновом бору". Гобелен.производство ГДР. В золоченой раме. Трофей.Три на два. Представляешь, какой у меня вкус. Но я это называю кичем. Совсем негараматный
Последний раз редактировалось Лямочкин Петя 01 июл 2013, 19:48, всего редактировалось 1 раз.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 19:46

Ладно, проехали... Ты таблетки все пьешь, которые я прописал? Голова болит? Давление меришь? :ugeek:
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 19:48

Вот у Богдановича "Душенька" нашел...

Известнейших творцов;
Но часто их она не разумела,
И для того велела
Исправным слогом вновь Амурам
перевесть,
Чтоб можно было их без тягости
прочесть.
Зефиры, наконец, царевне приносили

Различные листки, которые на свет
Из самых древних лет
Между полезными предерзко
выходили,
И кипами грозили
Тягчить усильно Геликон.
Царевна, знав, кому неведом был
закон,
Листомарателей свобод не нарушала,
Но их творений не читала.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 19:55

Диоген ты наш.. Пью. Меряю. Пока ничего точного сказать не могу. Но скажу обязательно, не заржавеет.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Полина

Сообщение Vladimir » 01 июл 2013, 20:16

Че не предупредил, что железный дравасек, я бы маслица машинного добавил... ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Полина

Сообщение Лямочкин Петя » 01 июл 2013, 20:32

Лучше на вопросы ответь, я тебе смолы для бочки пришлю повонючее клея момент, кончился небось
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Пред.След.

Вернуться в А вот напишу щас чего-то этакое...

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron