Ольга Насонова "Юнг об энергетике души"

В помощь начинающим осваивать юнгианские идеи.

Ольга Насонова "Юнг об энергетике души"

Сообщение Vladimir » 02 апр 2016, 14:00

ЮНГ "Об энергетике души"

Автор: Ольга Насонова

Выражение «психическая энергия» используется с давних пор. Энергетические подход применял Т.Липпс. Липпс разделил понятие «психической силы» и «психической энергии». Психическая сила, по Липпсу, есть возможность того, что в душе вообще возникают процессы, достигая определенной интенсивности. Психическая же энергия есть «заключенная в самих процессах возможность актуализировать в себе эту силу». Для опыта энергия существует всегда специфически: актуально - в виде движения и силы, потенциально - в виде состояния или условия. Актуально психическая энергия проявляется в специфических динамических душевных феноменах - таких, как влечение, воление, аффект, внимание, производительность труда и т.д. Потенциально энергия проявляется в специфических достижениях, возможностях, предрасположенностях, установках и т.д., которые выступают условиями. Энергия есть количественное понятие, охватывающее силы и условия. Лишь последние (условия) подлежат качественному определению: это понятия, выражающие качества, которые актуализируются посредством энергии. Энергетический подход к психическим явлениям заслуживает признания, поскольку именно количественные отношения, существование которых в психике отрицать невозможно, содержат в себе познавательные потенции. Психика состоит из процессов и сознания, и бессознательного, которые отнюдь не относятся к физиологии мозга как простые субстратные процессы. Мы принимаем шкалу освещенности содержаний сознания. Но там, где начинается полная тьма, психика для нас существовать не прекращает, а продолжается в бессознательном. Мы отдаем должное и физиологии мозга, признавая, что бессознательные функции переходят в конце концов в субстратные процессы, которым невозможно приписывать никакого психического качества. Если мы станем на почву научного здравого смысла, то предпочтем рассматривать психический процесс как именно просто процесс жизни. Тем самым мы расширим узкое понятие психической энергии до более широкого понятия жизненной энергии, включающего в себя так называемую психическую энергию в качестве своего особого вида. Я предложил называть гипотетически существующую жизненную энергию словом либидо, рассчитывая на то, что это понятие будет употребляться в психологии задуманным образом, тем самым отличая его от универсального понятия энергии, чтобы не нарушить особые права биологии и психологии на образование собственных понятий.

СОХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ.

Энергетический подход был бы излишним, если бы оказалось неприменимым его основное положение, а именно - положение о сохранении энергии. Мы должны ввести различение между принципом эквивалентности и принципом константности.
Принцип эквивалентности гласит, что «вместо любой энергии, которая в одном месте расходуется, уходит на возникновение какого-либо состояния, в другом месте появляется такое же количество той же или другой формы энергии». Принцип константности гласит, что «совокупное количество энергии постоянно остается равным себе, то есть не может ни увеличиться, ни уменьшиться».
Тот, кто работает в области психологии, знает, что принцип эквивалентности обладает большой эвристической ценностью. Если какая-либо энергетическая величина уменьшается в сознании или вовсе из него исчезает, то сразу начинаешь искать ее компенсирующий эквивалент, рассчитывая на то, что где-нибудь на поверхность всплывет эквивалентная ей величина. Но часто бывает так, что определенное количество либидо исчезает, на первый взгляд, без компенсирующего эквивалента. Таком случае эквивалент бессознателен или, как обычно и происходит, пациент не осознает, что некоторый новый факт - это корреспондирующий эквивалент. Однако бывает и так, что значительное количество либидо исчезает, будто полностью поглощенное бессознательным, не обретая возникающего в результате компенсации нового ценностного значения. В таком случае стараешься поточнее определить, как проявляется принцип эквивалентности, скорее всего, психика быстро покажет, что появились признаки бессознательной активности, например, усиление определенных симптомов, или какой-то новый симптом, или необычные сновидения, или специфически мимолетные фрагменты фантазии и т.п. Если теперь удастся проанализировать эти симптомы и тем самым довести скрытые содержания до сознания, то, как правило, можно удостовериться в том, что исчезнувшее из сознания количество либидо породило в бессознательном образование, которое, несмотря на все различия, имеет немало общих черт с теми содержаниями сознания, которые утратили свою энергию. Дело выглядит так, будто либидо протащило за собой в бессознательное определенные качества, и часто это настолько заметно, что уже по этим признакам можно догадаться, откуда идет либидо, активизирующее бессознательное.

ЭНТРОПИЯ.

Принцип эквивалентности - одно практически важное положение энергетики. Другим положением, необходимо его дополняющим, является принцип энтропии. Перемещения энергии возможны только потому, что имеются различия в ее интенсивности. Замкнутая энергетическая система постепенно выравнивает имеющиеся в ней различия в интенсивности до однородной температуры, и всякое дальнейшее изменение ее состояния исключается. Принцип энтропии известен нам на опыте только как принцип частичных процессов, представляющих собой относительно замкнутые системы. В качестве такой относительно замкнутой системы можно рассматривать и психику. И в ней перемещение энергии ведет к выравниванию различий, которое переводит систему из состояния менее вероятного в более, из-за чего, однако, все больше ограничивается возможность ее дальнейшего изменения. Примером подобного процесса является возникновение постоянной и относительно неизменной установки. После резких начальных колебаний противоположности уравниваются, и постепенно складывается новая установка, стабильность которой позже тем выше, чем большими были начальные различия. Чем сильнее напряжение между противоположностями, тем выше уровень возникающей из него энергии, а чем выше уровень энергии, тем интенсивнее констеллирующая, аттрактивная сила. Этой повышенной аттракции соответствует возросший объем констеллированного психического материала, а по мере возрастания этого объема уменьшается вероятность позднейших расстройств, которые могли бы появиться в силу различий с еще не констеллированным материалом. Поэтому установка, возникающая благодаря выравниванию противоположностей особенно устойчива. Однако чем сильнее замкнута психическая система, тем скорее появится и феномен энтропии. Такими относительно изолированными психическими системами являются и произвольно целеориентированные процессы, каковы целенаправленное мышление и целенаправленное чувствование. Эти функции базируются на принципе исключения всего неподходящего, способного вызвать отклонение от избранной ориентации. Психологическое понятие энергии - это конкретное и прикладное понятие, предметом которого в нашем восприятии является «энергия» сексуальная, витальная, умственная, моральная и.т.д., другими словами, это форма влечения, которая имеет динамическую природу.

ПРОГРЕССИЯ И РЕГРЕССИЯ.

Одни из важнейших энергетических феноменов душевной жизни - прогрессия и регрессия либидо. Под прогрессией следует понимать ежедневное развитие психической адаптации. Адаптации невозможно достичь раз и навсегда. Требования адаптации мы в состоянии удовлетворить, только выбирая соответствующим образом ориентированную установку. Тогда достижение адаптации проходит два этапа: 1) выбор установки; 2) осуществление адаптации посредством этой установки. Установка по отношению к действительности есть нечто чрезвычайно устойчивое, но насколько устойчив хабитус, настолько же неустойчиво достижение им эффективной адаптации. Это неизбежное следствие постоянного изменения окружающей среды. Прогрессия либидо достигается в беспрестанном удовлетворении требований, предъявляемых условиями окружающей среды. Поскольку этого можно достичь, только выбирая некоторую установку, а она по своей природе есть некоторая направленность, интенциональность и, стало быть, заключает в себе известную односторонность, то велика вероятность того, что установка уже не выполняет требований адаптации, так как произошли изменения внешних условий, требующие другой установки. Например, установка на эмоциональное восприятие, старающаяся соответствовать требованиям действительности путем их интуитивного схватывания, легко может встретиться с условием, которое в состоянии выполнить только установка на мышление, то есть на упреждающее мысленное понимание. В этом случае эмоциональная установка отказывает. Наличное жизнеощущение угасает, зато неприятно усиливается психическая ценность определенных содержаний сознания, на передний план выходят субъективные содержания и реакции, общее состояние становится аффективным и склонным к вспышкам. Эти симптомы говорят о заторе и скоплении либидо. Состояние затора всегда характеризуется разрывом связей между парой противоположностей, их взаимным отторжением.
Во время прогрессии пары либидо пары противоположностей объединены в координированном ходе психологических процессов. Их взаимодействие облегчает эквилибрирующее равновесие процесса, который был бы односторонним и бессмысленным без внутреннего противодействия. Поэтому всяческую экстравагантность и утрированность совершенно справедливо считают потерей равновесия. Поэтому сущностное свойство прогрессии, то есть удачного достижения адаптации, состоит в том, что импульс и противоимпульс, Да и Нет, приводят к равновесной взаимной реакции. Такое уравновешение и соединение пар противоположностей мы наблюдаем, к примеру, в ходе чьих-нибудь размышлений, предваряющих важное решение. В состоянии затора либидо, когда прогрессия становится уже невозможной, Да и Нет больше не в состоянии соединиться в едином координированном действии, ведь каждое из них претендует на равные ценности, удерживающие друг друга во взаимном равновесии. Чем дольше длится состояние затора, тем выше ценность контрпозиций, которые соответственно насыщаются ассоциациями, захватывая все новые слои психического материала. Напряжение приводит к конфликту, конфликт приводит к попыткам взаимного вытеснения, и если вытеснение противоположной стороны удается, наступает диссоциация, «расщепление личности», разлад с собой, а тем самым создается возможность невроза.
Бесполезная борьба противоположностей продолжалась бы и дальше, если бы разразившийся конфликт не вызывал бы процесса регрессии, то есть обратного движения оттока либидо. Из-за лобового столкновения противоположностей наступает обесценивание их пар. Потеря ценности постоянно растет, и это единственное, что воспринимает сознание. Такая потеря равнозначна регрессии. В той мере, в какой прогрессирует потеря ценностей осознанных противоположностей, растет ценность всех тех психических процессов, которые не идут в счет относительно адаптации, а потому редко или никогда не попадают в опыт сознательного использования. Значимость заднего плана сознания и бессознательного растет, и это скажется на сознании. Бессознательные ценности поначалу проявляют себя лишь косвенно - из-за сопротивления, которое сознание оказывает бессознательному. Поскольку регрессия повышает значимость тех содержаний, которые дотоле были исключены из процесса сознательной адаптации, а потому оставались в зоне «сумеречного сознания», а то и вообще бессознательного, за порог сознания оттесняются те психические элементы, что по общим меркам бесполезны для адаптации, почему они постоянно и отстраняются от интенциональной психической деятельности. То, что выдает на-гора регрессия, поверхностному наблюдателю кажется сплошь донным илом. Но на самом деле в этих материалах содержится не просто остатки дневной жизни или неудобные и дурные исконные поползновения звериной природы человека, а в них и зародыши новых возможностей жизни.
Процесс адаптации требует сознательной интенциональной деятельности, которой присуща внутренняя последовательность и логическая завершенность. Интенциональность функции должна исключать все неадаптируемое именно для того, чтобы удерживать направление. Неадаптируемое подвергается блокированию и тем самым ускользает от внимания. Интенционально-адаптивная функция сознания сингулярна. Ведь когда я, к примеру, выбираю мыслительную установку, я не могу одновременно выполнять и эмоциональную установку, поскольку мышление и эмоция - две в корне различные функции. В процессе мышления я «отнимаю» либидо у эмоционального процесса насколько возможно - и в результате эта функция подвергается относительному обессознаниванию. В результате эти функции, у которых отнято либидо, будучи активизированы регрессией и достигая сознания, выступают в несовместимой форме, как бы искаженными и покрытыми грязью глубин. Если мы теперь вспомним, что причиной затора либидо было несрабатывание сознательной установки, то поймем, насколько ценными зародышами являются бессознательные содержания, активизированные регрессией: ведь они содержат в себе элементы альтернативной функции, исключенной сознательной установкой. Благодаря тому, что регрессия активизирует бессознательный материал, она заставляет сознание столкнуться с проблемой души в отношении задачи ее адаптации к внешним условиям. Это значит, что регрессия вызывает необходимость адаптации к душе, к внутреннему миру психики. Совершенно так же, как адаптация к окружающему миру может не сработать из-за односторонности адаптивной деятельности, может не сработать и адаптация к внутреннему миру - из-за односторонности функции, которая этим занимается. Если, к примеру, из-за несрабатывания мыслительной установки в отношении требований внешней адаптации наступил затор либидо и если затем регрессия активизировала бессознательную эмоциональную функцию, то первым делом возникает лишь эмоциональное отношение к внутреннему миру, чего для начала может оказаться достаточным. Но в дальнейшем эмоционального отношения становится уже недостаточно, и придется привлекать и мыслительную функцию. Благодаря этому полноценная установка на внутренний мир становится необходимостью - до тех пор, пока не будет достигнута внутренняя адаптация. Как только это произойдет, вновь может начаться прогрессия.
Не следует путать прогрессию с эволюцией, поскольку беспрестанные притоки и оттоки жизни вовсе не непременно являются развитием или дифференциацией. Человеческая душевная жизнь может быть прогрессивной без эволюции и регрессивной без инволюции. Прогрессия и регрессия суть просто виды жизненной активности.
Прогрессия и регрессия - процессы энергетические. Как следует понимать процессы прогрессии и регрессии в энергетическом смысле? Прогрессию можно сравнить с водным потоком, текущим с горы в долину. Затор соответствует специфической преграде, встающей на его пути, плотине, преобразующей кинетическую энергию потока (процесса) в потенциальную энергию состояния. Наталкиваясь на плотину, вода вынуждена прокладывать себе другой путь, когда вследствие затора поднимается настолько, чтобы где-то перелиться через край. Такое преобразование - образ новой прогрессии, новый (в противоположность прежнему) характер которой отличается тем, что отныне энергия проявляется в новом облике. Прогрессия как поступательный процесс адаптации к условиям окружающей среды зиждется на витальной неизбежности адаптации. Эта необходимость жестко задает абсолютную ориентированность на условия окружающей среды и вытеснение всех тех тенденций и возможностей, которые служат индивидуации.
Регрессия, со своей стороны, как адаптация к условиям внутреннего мира зиждется на витальной необходимости выполнять условия индивидуации. Человек - не машина в том смысле, что он не может всегда функционировать с одной и той же эффективностью. Он может идеально и целиком отвечать требованию внешней необходимости лишь в том случае, если адаптирован и к своему внутреннему миру, то есть если он живет в ладу с собой. И наоборот, он может адаптироваться к своему внутреннему миру и жить в ладу с собой только тогда, когда приспособлен и к условиям окружающего мира. Ту и другую из этих функций можно игнорировать лишь на время. Если односторонне реализована только внешняя адаптация, а потребности души игнорируются, то постепенно возрастает значимость условий внутреннего мира. Что проявляется в превалировании личностных элементов во внешней адаптации.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЛИБИДО.

В книге «Превращения и символы либидо» я использую выражение «перемещение либидо», чтобы обозначить изменение или превращение энергии. Под этим я подразумеваю смещение психических интенсивностей или ценностей от одного содержания к другому, соответствующее так называемому превращению энергии. Энергия определенных психических феноменов преобразуется в другие динамизмы с помощью соответствующих средств. В природе, предоставленной самой себе, энергия преобразуется в соответствии со своим естественным уклоном, порождая при этом естественные явления, а отнюдь не «выполненную работу». Так и человек, предоставленный самому себе, живет, можно сказать, в качестве феномена природы, не производя никакой работы в подлинном смысле этого слова. Что нужно, чтобы отвести либидо из его естественного русла, а именно русла рутинных занятий, и направить его на непривычную деятельность. Разум современного человека думает достичь этого одним волевым решением. За несколько тысячелетий нам посчастливилось не только обуздать окружающую нас дикую природу, но и наложить оковы на собственную дикость (хотя бы только в известной степени). В конце концов мы обрели «волю», то есть доступную энергию, пусть и немного, но все же больше, чем ее было у дикарей. Но когда речь идет о чем-то превышающим наши силы - тогда мы с благословения церкви закладываем торжественный краеугольный камень, мы «крестим» сходящее со стапелей судно, а во время войны стараемся получить гарантии помощи от патриотически настроенного божества: трясущиеся поджилки заставляли и сильнейших людей бормотать про себя молитву о спасении. Стоит только условиям жизни стать чуточку менее гарантированными, как «магическая обстоятельность» реанимируется естественным образом: убеждение становится слепым самовнушением, и поле зрения психики ограничивается одной точкой отсчета, на которую тогда обрушивается вся мощь бессознательной visa a tergo (силой, поражающей с тыла).
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Вернуться в Библиотека Юнгдрим Толковый словарь по аналитической психологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron