Душечка, кто ты?

Мировая литература, кинематограф в отражении нашего воображения, ассоциаций, амплификаций, размышлений.

Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 14 июл 2011, 16:13

"Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого".
Антон Чехов, "Душечка"
Изображение

Глинка А. С. Равнодушные люди // Очерки о Чехове / Волжский. СПб., 1903. С. 84—85.
Внутренний мир Душечки — грубый механический отпечаток действительности. В ней нет индивидуальности. Это — редкий по своей выразительности экземпляр из категории бессознательно-равнодушных людей Чехова.

Горький М. А. П. Чехов. Отрывки из воспоминаний // Полн. собр. соч. : худож. произведения в 25 т. М., 1970. Т. 6. С. 55. 1-я публ.: Нижегородский сборник. СПб., 1905.
Душечка — милая, кроткая женщина, которая рабски умеет любить. Её можно ударить, она и застонать не посмеет, кроткая раба.

Толстой Л. Н. Послесловие // Полн. собр. соч. и писем: в 90 т. М., 1957. Т. 41. С. 374—377. 1-я публ.: Круг чтения. Т. I: сборник. M., 1906.
Сопоставляет рассказ Чехова с библейской историей из «Книги Чисел» о том, как Валаам, соблазнившись дарами, собрался проклясть народ израильский, но ангел не дал ему этого сделать. Так и Чехов, по мнению Толстого, собрался «проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину», но в итоге Бог поэзии запретил ему это, и Чехов «благословил то, что хотел проклинать». Он «одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом того, чем может быть женщина для того, чтобы быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем ее сводит судьба».

Роскин А. И. Старый спор // А. П. Чехов / А. Роскин. М., 1959. С. 166. 1-я публ.: Литературный критик. 1938. № 9/10.
Смешной и трагический рассказ о судьбе сердца, способного жить только любовью к человеку и теряющего эту возможность любить.

Паперный З. С. Юмор Чехова // Стрелка искусства / З. С. Паперный. М., 1986. С. 16—24. 1-я публ.: Смех Чехова // Новый мир. 1964. № 7.
Напоминает слова Чехова из письма А. С. Суворину (27 янв. 1899) о том, что «душечка» — это юмористический рассказ. Критик полагает, что этот рассказ «стоит романа». Ирония Чехова направлена против тех, кому «придана Душечка». Сама она «не может ни к чему никак относиться… самой себя ей не надо». Образ Душечки — сатирический, но сатирой не исчерпывается. «Мы прекрасно понимаем, что Чехов смеется над ограниченностью душечкиного мира, но ему дорога её участливость, её готовность всё отдать, не жалея».

Полоцкая Э. А. Душевность без духовности («Душечка») // Пути чеховских героев: кн. для учащихся / Э. А. Полоцкая. М., 1983. С. 61—64.
Оспаривает взгляд Л. Толстого, полагая, что рассказ не даёт оснований к безоговорочному восхищению человеческими качествами Душечки. Богатство и щедрость её души «удивительным образом сочетаются с полным отсутствием духовных интересов и самого простого, естественного для каждого человека интереса к жизни как таковой». Необыкновенный образ, возникший из сочетания несочетаемого, — одно из самых загадочных созданий Чехова-психолога.

Катаев В. Б. «Душечка»: рассказ о любви // Сложность простоты: рассказы и пьесы Чехова / В. Б. Катаев. М., 1998. С. 29—40.
Напоминает точки зрения на героиню Горького («раба»), Ленина (беспринципность) и Толстого (истинное предназначение женщины). Все три точки зрения исходят из представления об известной их авторам норме — каким должен быть человек. Анализ композиции рассказа приводит исследователя к выводу о том, что неисчерпаемый запас любви — высокое достоинство Душечки, и смешна она лишь потому, что смешны и ничтожны её избранники. Умереть ради Кукина выглядело бы, действительно, нелепостью, а вот готовность отдать жизнь за мальчика Сашеньку говорит об истинности её чувств.
================

Так кто же ты, душечка?
Боюсь, что на этот вопрос ответа нет…
Ни в одном из известных толковых словарей русского языка объяснений слова, представляющего образ душечки просто нет, и только в словаре синонимов: лапка, голубушка, мой ангел, ласточка, курочка, милая, лапочка, лапонька, ясочка, ясынька, душка, лапушка, душечка, голубка, солнышко, касатка, ягодка…
И этот список можно продолжать до бесконечности – поросеночек, зайчик, цветочек… Если обратится к Юнгу, к его работе «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХЕТИПА МАТЕРИ», с наибольшей долей вероятности такой тип женщины (ее «функционирования»), наиболее подходит под описание женщин в психологии которых доминируют позитивные аспекты материнского комплекса, а именно – «всего лишь только мать».
Вот, что пишет Юнг по этому поводу:
«Мать. Позитивный аспект первого типа, а именно, преувеличенное развитие материнского инстинкта, это как раз тот образ матери, который воспевался и почитался во все времена и на всех языках. Это та материнская любовь, которая принадлежит к самому что ни на есть умилительному и незабвенному воспоминанию повзрослевших седин, это - тайный корень всех начинаний и превращений, который составляет молчаливую праоснову возвращений к родному очагу и поискам пристанища на чужбине, т.е. основу всяческого начала и конца. Известная до самого нутра и чужая как природа, нежная в своей переполняющей любви и жестокая как судьба - полная радости, неутолимая дарительница жизни, мать всех скорбящих и темные, безответные врата, которые затворяются за усопшими. Мать - это материнская любовь, это мое переживание, моя тайна. Как тут не сказать чего-то лишнего, чего-то слишком несправедливого, чего-то слишком непривлекательного и даже слишком лживого о том человеке, который назывался матерью и был ненароком и случайно - как нам хотелось бы сказать - носительницей того переживания, которое заключает в себе и ее, и меня, и все человечество - да, да именно всякую живую тварь, которая будет и сгинет с лица земли, того переживания жизни, детьми которого мы являемся? Ведь так поступали всегда, и так будут поступать всегда и впредь, однако умудренный опытом и сведущий человек уже более не посмеет перевалить это чудовищное бремя значимости, ответственности и работы, тяжести неба и преисподней на такого слабого и заблуждающегося человека, достойного любви, снисхождения, понимания и прощения, коим была наша мать».


Описывая этот тип, Юнг, ни разу не посмотрел на него с обыденной человеческой точки зрения. Такой тип не укладывается в человеческие рамки. Женщина – носительница этого типа не принадлежит сама себе, но есть мировой феномен. Ничего личного, никакой шероховатости, упругости, оформленности – сосуд бездонный, сосуд бесформенный. Нет, души, есть нечто душеподобное. Образ «душечки», на мой взгляд, невозможно свести к земной, реальной матери (каковой она в рассказе не являлась). Толковать образ душеньки в архетипических традициях, так же не имеет смысла. Она не Великая Мать, она не Anima Mundi Да и можно ли говорить об образности? Есть ли вообще у «душеньки» какой-либо образ?
Может «душенька» представляет принцип, принцип Эроса, связывающего все со всем, принципа неодушевленного, но несущего в себе прототип Любви, прототип, который так и не стал любовью, ну почти не стал...

Юнг заканчивая свое описание «чистого» материнского комплекса пишет:
«мать - первый мир ребенка и последний мир взрослого. В мантию этой великой Исиды мы все укутаны как ее дети. Вернемся же однако к нашим типам материнского комплекса. У мужчины комплекс матери никогда не бывает в "чистом" виде, он всегда смешан с архетипом Анимы, - и как следствие этого: мужские высказывания о матери в высшей степени эмоциональны, т.е. они предрешены чем-то "аниматическим". Только на материале женщин существует возможность изучать эффекты архетипа матери без "аниматического" подмешивания, что, конечно же, имеет определенную перспективу на успех только там, где еще не развился компенсирующий Анимус»
.
Очевидно, что в чеховской душечке, «аниматическое» проявляется только в отношениях с ребенком, Сашей.


"Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого".
Антон Чехов, "Душечка"
Антон Павлович, так "любила" или "не могла без этого"?....
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение марина* » 15 июл 2011, 10:37

не могла без этого ...
отказ от собственного внутреннего духа требуется постоянного присутствия духа внешнего ...
вот как свершился сей печальный факт - отказ от своего духа ...
склонность принимать любое мировоззрение ( а мужчины были разными и по разному жили , в соответствии со своими принципами) - это не то что тотальное отсутствие своего мировоззрения , а тотальное недоверие к собственному восприятию мира.
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 15 июл 2011, 17:37

«не могла без этого ...»

Вот, и я так подумал.
«вот как свершился сей печальный факт - отказ от своего духа ...»

Мдя… причудливы формы природы человека, если душа низводится до вещи «душечки» - «подушечки», - вещи, которая принимает любую форму.

«а мужчины были разными и по разному жили , в соответствии со своими принципами»

В том то и дело, что эти мужчины, на мой взгляд, вообще не обладали никакими принципами. Бесхребетники, одним словом. Странное сочетание дает такой союз – тотальную бесформенность.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Лямочкин Петя » 15 июл 2011, 17:57

Мощ мысли Юнга конечно всякий раз поражает. Редкое явление, когда мыслитель, ученый пол века стоит один, недосягаемый ,свежий и энергичный , а вкруг него пустыня с редкими колючками подражателей и инсектами ,потребителями-разносчиками. Дух, окруженный душечками.
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 16 июл 2011, 02:48

Дух, окруженный душечками.

Да если бы только душечки, а то ведь придушить норовят. :o .
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Лямочкин Петя » 16 июл 2011, 08:54

Мда. Душечки нонче всё больше от слова душить
Лямочкин Петя
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 04 окт 2010, 14:52

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Ольга Н. » 18 июл 2011, 04:24

Владимир: "Толковать образ Душечки в архетипических традициях не имеет смысла".
==============================================================================================
Ой, какое заблуждение. Да именно в архетипическом аспекте только и можно уловить эту жалкую амебу, которая, к слову, вместе с брезгливостью вызывает щемящую жалость.Трагифарсовая фигура, конечно, но "траги" же. "В ней нет индивидуальности", - пишет критик. Бесспорно. Но Душечка-то есть. И вон какая чувственная. Что тогда это "есть"? Что это такое? Как раз вот тот самый архетипический женский импульс - отдавать себя на заклание. Жаль, что Юнг был не знаком с русской литературой, он бы иллюстрировал её образами свои прозрения.

«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АРХЕТИПА МАТЕРИ»
Гипертрофия материнского
ЮНГ: «Собственная личность такой женщины - нечто побочное; она бессознательна, потому что жизнь проживается в других и через других; вследствие бессознательности собственной личности она идентифицирует себя с ними».

ЧЕХОВ: «Что говорил о театре и об актерах Кукин, то повторяла и она».

Преувеличение эроса
ЮНГ: «На место материнского инстинкта в качестве суррогата заступает чрезмерный эрос. Возвышающийся эрос вызывает аномальное подчеркивание личности другого человека».
ЧЕХОВ: «Какие мысли были у мужа, такие и у нее. А главное, что хуже всего, у нее самой не было никаких мнений. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе».

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИГУРЫ КОРЫ"
ЮНГ: «Пока женщина довольствуется тем, чтобы быть femme a homme, у нее нет никакой женской индивидуальности. Она — лишь нечто пустотелое и переливчатое, желанный сосуд для мужских проекций».

ЧЕХОВ: «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: "Да, ничего себе..."

ЮНГ: «Жертвенная овца, которая подвешена на «крестном древе».

ЧЕХОВ: «Она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха».

ЮНГ: «Случается, что фигура Коры, как и фигура матери, скатывается вообще в животное царство. Женщина подвергается всем мыслимым и немыслимым опасностям, например, ее могут — согласно ритуалу — отдать на заклание как жертвенное животное».
«Если и можно что-то сделать, так это не идентифицировать себя с одним архетипом, потому что последствия этого - как свидетельствуют психопатология и некоторые современные события – ужасающие».
========================================================================================

Душечка – очень объемный образ. Естественно, гипертрофированный, гротесковый, но очень узнаваемый. Тут амплифицировать, амплифицировать, да не наамплифицироваться… Не побоюсь преувеличения, в каждой женщине есть что-то от Душечки.

ЧЕХОВ: «Ей бы такую любовь, которая захватила бы все ее существо, всю ее душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь».
«В сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко и так горько, как будто объелась полыни».
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 19 июл 2011, 00:55

Перечитав в который раз этот рассказ, я поймал себя на мысли, что образ Душечки, не ассоциируется ни с одной мне знакомой мифологической фигурой. Чего-то я о нимфах не подумал, а зря. На божественный персонаж ее образ явно не тянет, а вот роль второго плана – пожалуйста… Эхо.
Душенька просто магнит для нарциссических мужчин. Она, как резонатор готова отражать их «мудрости», принимать любую форму, но оставаться при этом невидимой.
Вообще Душечка «вечная невеста» (вот, придумал – новый архетипический образ) ;) – Нимфа (греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты). Для нимф характерно, я бы сказал, архетипично :) быть невидимыми или становится такими.
Изображение
Есть в душечке нечто природное, что роднит ее с лесными нимфами, есть обволакивающее, гипнотизирующее, напоминающее Калипсо. Мужчина, находящийся рядом с Душечкой, настолько окружен заботой, вниманием, почитанием, что недолго возомнить себя богом, великим героем. Одним словом в «резонаторе» эхо он быстро теряет собственные границы, раздувая свое нарциссическое «Я» до бесконечности.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Ольга Н. » 19 июл 2011, 04:26

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение Изображение
Любопытно: захотелось мне поискать в живописи лицо, которое могло быть у Душечки ( по моим ощущениям, конечно). Просмотрела ну, наверное, не меньше сотни репродукций. Потрясающие есть лица по своей выразительности, и женщины самые разные. Есть страстные, есть femme fatale, есть romantic, красивые, не очень, грустные, загадочные, трагичные, пустые, наполненные, наивные. прожженные; очень много чувственных женщин с неотразимым эротическим притяжением. Впечатляющее зрелище проекций мужских пристрастий - Анимы. Но вот что удивительно - Душечку, как она отражается в моем восприятии, я так и не нашла. Мне хотелось найти лицо, причудливо сочетающее примитивность, чувственность, пустоту и горечь полыни. Не манила такая женщина художников. А Кукины, Пустоваловы и ветеринары, видать, творчеством не маялись.
Ну вот 4 портрета, может, где-то рядом... Как вам?
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение марина* » 19 июл 2011, 10:12

по моему ни одного (
нет выражения ...несколько жадноватого внимания ...она должна смотреть с портрета с жадноватым вниманием и некоторой долей заискивания , потому что напротив нее сидит живописец он такой ... ну такой ... ну какой милый , такой замечательный , такой талантливый ... он должна отражать если не его личность ... то являть миру лицо , пустующего зеркала .
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Анна » 19 июл 2011, 12:36

по-моему, тоже ни одного.

хотя та, что с собачкой, что-то есть от этого образа, только вот сложенные, по-особому сомкнутые губы, выдают немного упрямства, а оно не вяжется с "душечкой"
Анна
 
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 17:51

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 19 июл 2011, 17:14

Я вот подумал, - и какие же родители могли быть у душечки, что бы довести ее до такого обезличивания? ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение maska » 24 июл 2011, 09:26

Vladimir писал(а):Я вот подумал, - и какие же родители могли быть у душечки, что бы довести ее до такого обезличивания? ;)

Авторитарные, на мой взгляд.... А, душечка, возможно была послушной девочкой своих родителей, и авторитет родителей подавлял ее творческие начала... И, возможно, она была не единственным ребенком в семье и не самым любимым. В своем стремлении привлечь к себе внимание и завоевать любовь родителей, быть такой какой ее хотели бы видеть, она потеряла собственный "голос"... Или так: ее творческие поиски были восприняты родителями не более чем детская блаж. Какой она должна быть ей толком так никто и не объяснил, какой она хотела бы быть она так и не поняла. Но, чувство одиночества и непонятости засело глубоко внутри. "Я стану вашей тенью, вашей необходимостью, вашим всем, только возьмите меня с собой, в ваш мир.." - детские переживания превратились в девиз на всю оставшуюся...
Аватара пользователя
maska
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 13 июл 2011, 22:22

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение марина* » 24 июл 2011, 18:56

да...но и "интересные" у нее были кавалеры...
растворяясь , она и ...поглощает , проглатывает ...
всем своим существованием сообщая своему мужчине , что лучше него и не бывает , что его взгляд на жизнь единствены то же правильный , она отнимает у него сам шанс на движение ...Эта иллюзия безусловной любви и безусловной поддержки ...так ли это хорошо?
и еще я зацепилась у Ерофеева за фразу " он обладал в ее лице целым континентом"...Насколько мы недооцениваем этот момент . Возлюбленный ( герой) приходит из неизведанной дали , он несет с собой и в себе эту неизведанную жизнь , и принадлежность к ней , и отношения с ним - это причаститься к этой жизни , шанс через него обрести причастность . относительно женщины это выражено в сказочном мотиве "пол-царства в придачу" , через брак обрести причастность к этой земле и этому мироустройству.
Для бытового пользования это выглядит как желание эксплуатации отношений , исключительно теневой компонент .
А что останется от человека если мы ...действительно отделим все социальные "загрязнения"...Это ведь не только снять с принца корону, это еще и выпотрошить его мозги , которые привыкли работать определенным образом .)))
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: Душечка, кто ты?

Сообщение Vladimir » 25 июл 2011, 22:22

Проглатывает, поглощает, обволакивает, убаюкивает. «Ночное плавание», Иона во чреве кита, но без трансформации. Матка, утроба для «вечных дитятей». Мечта ленивого на мысль, развитие мужчины. Вечный уют. Калипсо.
А что останется от человека если мы ...действительно отделим все социальные "загрязнения"...

Все «загрязнения» отделить нельзя, и даже вредно, достаточно видеть их ядовитую, змеиноподобную для индивидуальности сущность, научится выделять из их яда лекарство, и умело пользоваться им.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань


Вернуться в ЛУКОМОРЬЕ. Творчество о творчестве.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron