Л. Андреев "Жизнь Василия Фивейского"

Мировая литература, кинематограф в отражении нашего воображения, ассоциаций, амплификаций, размышлений.

Ars totum requirit hominem

Сообщение citrinitas » 01 окт 2011, 20:30

"о.Василий не ощущает напрямую своей неполноценности, она расщеплена и спроецирована на окружающих - жену, дочь, сыновей, Мосягина, старосту..."


А, теперь понятно, о чем речь. Ну такое расщепление возникло, вероятно, очень рано, в его детстве, в отношениях с другими людьми. В принципе, так любой человек делает, когда защищается - "когда все вокруг хуже меня, я автоматически лучше их всех".

"Если не трудно, что о смысле и смыслообразовании говорил Юнг, и какая точка зрения сейчас бытует в юнгианских кругах?"
Современная точка зрения на смысл - в сбалансированной книжке швейцарской юнгианки Урсулы Виртц "Жажда смысла", выйдет на русск. яз. через месяц-другой. Эти кусочки текста оттуда.

"Аналитическую психологию можно было бы назвать смыслообразующей психологией, которая описывает самоутверждение, а также опыт - внутренний и духовный – как создающие смысл. Она исходит из того, что психика нуждается в «смысле своего бытия» (Jung 1988), что бессмысленность делает человека больным, а его жизнь - неполной, так как человек остается без внутренней духовной жизни. "Психоневроз есть не что иное как страдание души, не нашедшей смысла" (Jung 1989). Юнг считает, что мы нуждаемся в идеях и убеждениях общего характера, чтобы придать смысл своему бытию-здесь (Dasein), и что целью религиозных символов является их смыслообразующая функция. Следовательно, смысл является главной ценностью, потому что человек может выдержать немыслимые лишения и страдания, если он убежден, что это имеет смысл. Если нам не хватает моральных и духовных ценностей, то наша душа страдает от дезориентированности и тревоги, так как становится «потерянной». Характерными проявлениями кризиса смысла являются самоотчуждение как отчуждение от возможности жить своей жизнью, застой жизненной энергии и замедление становления личности, утрата символической жизни души."

"Смысл был для Юнга чем-то ближайшим, нужнейшим и простым по отношению к повседневной реальности и в то же время существующим a priori независимо от человека, то есть "однажды ограниченное всего лишь Я" и "вечно безграничная Самость", преодолением расщепления между Персоной и Тенью и их увязывание в "единой реальности"."

"В процессе индивидуации человек учится встраивать свое отдельное одинокое Я в более высокий смысловой порядок. Мы ощущаем смысл, когда в сновидениях и фантазиях чувствуем жизнь души, когда нас ведет по жизни то, что не является нашим Я – на языке психологии это Самость, в религиозных формулировках это Бог. В религиозном переживании смысл и бытие могут совпасть, может возникнуть понимание такого просветления, которое Юнг называл «unus mundus»."

"Юнг часто сталкивался с тем, что пациенты уже не могли видеть смысл в своей социальной полезности и поэтому «поневоле встречались с более глубоким и более опасным вопросом о смысле их собственной, индивидуальной жизни" (Jung 1991). Когда наши пациенты в ходе терапии ищут то, что наполнит их жизнь смыслом, архетипическая потребность в осмысленности находит свой отклик и внутри нас. Юнг задавался вопросом, как мы ведем себя, когда понимаем, что пациент страдает от того, «что не знает любви, а знает лишь сексуальность, что у него нет веры, так как его ужасает слепое поклонение, что у него нет надежды, так как не осталось иллюзий насчет мира и жизни, и что у него нет знания, так как он не нашел своего смысла" (Jung 1988)."

"В аналитической психологии различают три уровня смысла, соответствующие трем уровням сознания: отношение к миру, отношение к себе и отношение к трансцендентному (Schock 1994). Понятие целостности включает в себя как целостность индивида и его внутреннего мира, так и целостность абсолютной тотальности смысла, а значит, связано с религиозной размерностью смысла. Юнг ясно показал, какое большое значение имеет миф и сновидение "для трансперсонального, лучше сказать – объективного, царства смысловых взаимосвязей" (Whitmont 1993). Сновидения, как образный язык души и «божье послание», зовут нас искать смысл."

"В том, как Юнг сам задавался вопросом о смысле, отчетливо ощущается осторожность в отношении слишком быстрых ответов. В конце жизни он, отвечая на вопрос, чего в жизни больше - смысла или бессмысленности, пришел к постановке этого вопроса за пределами любых догм:
«От темперамента человека зависит, чего больше: бессмысленности или смысла... Вероятно, что, также как и для любого метафизического вопроса, верно и то, и другое: жизнь есть смысл и бессмыслица, или - она имеет смысл и не имеет смысла. У меня есть робкая надежда, что смысла станет больше и он победит» (Jung 1976).
Мы видим в этом высказывании не героическую позу знатока, а инсайт, полный уважения к парадоксальной сущности смысла. На языке аналитической психологии это означает, что смысл является архетипом, непостижимым, противоречивым и таинственным. Поэтому переживания смысла часто носят нуминозный характер, они глубоко проникновенны и позволяют нам быть причастными к существованию иной действительности, простирающейся за пределы нашего обыденного сознания и все же достижимой для нас и не чужой нам. Таким образом, смысл можно сравнить с обретением дома или же с возвращением домой, с открытием того, что всегда было и чем мы всегда обладали, что неописуемо в словах и делает нас способными вынести «многое, может быть, даже все на свете" (Jung 1976)."
Аватара пользователя
citrinitas
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 26 авг 2011, 19:01
Откуда: Москва

Re: Л. Андреев "Жизнь Василия Фивейского"

Сообщение Vladimir » 01 окт 2011, 21:39

citrinitas, спасибо за кусочки. :)
По Интернету можно будет заказать эту книгу?
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Л. Андреев "Жизнь Василия Фивейского"

Сообщение Слава » 02 окт 2011, 07:44

"Ну такое расщепление возникло, вероятно, очень рано, в его детстве, в отношениях с другими людьми. В принципе, так любой человек делает, когда защищается - "когда все вокруг хуже меня, я автоматически лучше их всех". "
Что мы знаем о детстве Василия?
"Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок. Точно проклятый неведомым проклятием, он с юности нес тяжелое бремя печали, болезней и горя, и никогда не заживали на сердце его кровоточащие раны. Среди людей он был одинок, словно планета среди планет, и особенный, казалось, воздух, губительный и тлетворный, окружал его, как невидимое прозрачное облако. Сын покорного и терпеливого отца, захолустного священника, он сам был терпелив и покорен и долго не замечал той зловещей и таинственной преднамеренности, с какою стекались бедствия на его некрасивую, вихрастую голову. Быстро падал и медленно поднимался; снова падал и снова медленно поднимался, - и хворостинка за хворостинкой, песчинка за песчинкой трудолюбиво восстановлял он свой непрочный муравейник при большой дороге жизни. И когда он сделался священником, женился на хорошей девушке и родил от нее сына и дочь, то подумал, что все у него стало хорошо и прочно, как у людей, и пребудет таким навсегда. И благословил бога, так как верил в него торжественно и просто: как иерей и как человек с незлобивой душою".
Что это нам может дать?
Слава
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 23 май 2011, 10:58
Откуда: Питер

месседж

Сообщение citrinitas » 02 окт 2011, 16:12

Ну если Вы хотите психологическую интерпретацию, то могу предложить следующее: я расцениваю приведенный отрывок как точную клиническую картину меланхолии (я уже про это писала). Что же такое меланхолия? - на юнгианском жаргоне это негативный материнский комплекс с мощным архетипическим ядром и слабой индивидуальной оболочкой, существующий в коллективном бессознательном расширенной семьи в нескольких поколениях. Он сочетается с относительно слабым эго - нехватка инициативы, воли, способности делать выбор и активно преодолевать конфликты. Эго бессознательно идентифицируется с "матерью", в этом конкретном случае - с матерью-церковью, и не может с ней расстаться.
Когда он начинает каждый день молиться вдвоем с Никоном, это производит впечатление, будто о.Василий вернулся в утробу матери, нашел там психическое убежище, будто бы защитил себя (но это иллюзия, конечно).
"Злой рок", "проклятие" часто означает, что уже во младенчестве ребенок получал бессознательное сообщение от матери "не живи!", вероятно в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами, но может быть, и из-за бессознательной (!) завистливой ярости матери.
Аватара пользователя
citrinitas
 
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 26 авг 2011, 19:01
Откуда: Москва

Re: Л. Андреев "Жизнь Василия Фивейского"

Сообщение zetolga » 02 окт 2011, 20:05

Хочется подписаться под каждым словом :)
А еще хочу посмотреть фильм Ларса фон Триера " Меланхолия", интересно что этот архетипический фашист наснимал. Смотрела трейлер - захватывающе очень.
zetolga
 
Сообщения: 250
Зарегистрирован: 12 окт 2010, 23:09

Re: Л. Андреев "Жизнь Василия Фивейского"

Сообщение zetolga » 02 окт 2011, 23:26

Ну вот, посмотрела... это шедевр, призы на каннском кинофестивале не зря, в контексте современной цивилизации. Все время хотелось материться и материлось мне :oops: ( доктор, почему?)
А вообще, можно использовать для работы психоаналитика, однозначно! Роскошное, красивое, уныло- безвыходное пособие о действии негативного материнского комплекса.
zetolga
 
Сообщения: 250
Зарегистрирован: 12 окт 2010, 23:09

Пред.

Вернуться в ЛУКОМОРЬЕ. Творчество о творчестве.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron