Слава писал(а):Можно ли обозначить проблему о.Василия в контексте «воли к власти» Адлера?
Можно, только это будет "притянуто за уши". Слишком "зрелая" схема. О.Василий намного более архаичен.
Все видится глубже и сложнее: о.Василий не ощущает напрямую своей неполноценности, она расщеплена и спроецирована на окружающих - жену, дочь, сыновей, Мосягина, старосту... Соответственно, компенсировать ее - не тема для него, тем более что власть связана с личным влиянием в социальных отношениях, с персоной. Есть другое - нарастающее ощущение его "умаления", то бишь унижения и оскорбления, беспомощности и бессилия. Тут мы оказываемся, говоря современным языком глубинной психологии, в нарциссической сфере. Речь идет о нарастающей нехватке самоуважения, уважения от других людей, взаимоуважения в отношениях с Богом, "почитания" в отношениях эго и Самости. Бог в восприятии о.Василия становится "оскорбляющим человека" такой жизнью, о которой он слышит на исповедях. Такая агрессивность, "нападение" карами и бедами на людей несправедлива и невыносима.
Если бы о.Василий умел горевать, он оплакал бы потерю старого идеализированного образа Бога, и сформировал бы новый, более сложный и емкий образ. Но он не умеет. Он меланхоличен по сути своей (депрессия - это другое!), и не горюет вместе с прихожанами, боль не становится ни мудростью, ни печалью. В какой-то момент боль переполняет его и чтобы защититься от нее, чтобы выжить, он реагирует мощно и нарциссически - бессознательно отождествляется с Богом. В то же время это могло быть и попыткой понять смысл и логику Божьего влияния - стать "как он", "им", "всемогущим" и реализовать самую сокровенную, последнюю и грандиозную надежду на воскрешение и новую другую жизнь, на счастье.
Завершение этого процесса - неизбежная катастрофа, разрушение иллюзии "всемогущества" (несовместимой с реальностью) до бессилия, несовместимого с жизнью.
Любопытно, что в этом произведении образ отношений Бога и человека таков, что для катастрофы даже дьявол не понадобился.