Архетип Самости

Архетип Самости

Сообщение Vladimir » 15 мар 2016, 22:46

Архетип Самости
Автор: trixter, дата: чт, 02/03/2006 - 18:49 Мифология и Символика
Юнг: . Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым образом зарождаются в этой точке, и все высшие и последние цели, кажется, сходятся на ней. Этот парадокс неустраним, как всегда, когда мы пытаемся охарактеризовать что-то такое, что превосходит возможности нашего разума>.
Мне не хотелось бы заниматься теоретическими спекуляциями вокруг Самости (Юнг предостерегал об этом) или просто перечислять красивые формулировки (а их достаточно). Для меня единственно важными являются переживания и устремления собирающиеся вокруг Самости, переживание Самости, которое не поддается адекватной вербализации. Но в то же время и поразмышлять над Самостью тоже полезно. Подчеркну, что эти для размышления для меня являются скорее чем-то вроде коана; т.е. приходящие мне в голову идеи я воспринимаю исключительно как относительные, служащие лишь поводом для дальнейших размышлений/переживаний.
Юнговская концепция Самости/целостности к сожалению пока не очень востребована даже в психологии, не говоря уже о широких массах, а между тем, как показал Элиаде, стремление к целостности/единству было мощнейшей тенденцией с очень давних времен, что находило свое выражение в религиях, философии, древних верованиях и ритуалах. Куда делось стремление к целостности у современного человека?
Тактовка Самости как архетипа порождает свои вопросы. Если мы будем считать, что архетипы берут свое начало в более или менее схожих жизненных ситуациях, повторяющихся из поколения в поколение, то откуда же появился архетип Самости? Когда же это человек был целостным и наблюдал ли вообще кто-нибудь много примеров целостности? Лично мне приходит в голову следующее. Мы здесь оказываемся совсем рядом с восточными учениями о Дао, Атмане/Брахмане и пр. С этой т.з. Самость - это что-то вроде света Атмана, пробивающегося через завесу Майи и понятно к чему мы стремимся.
Если не так мистически на это смотреть, то можно привести слова Элиаде: "Что открывается нам во всех этих мифах и символах, всех этих обрядах и мистических техниках, этих легендах и верованиях, за которыми более или менее ясно проглядывает представление о coincidentia oppositorum, воссоединении противоположностей, слиянии фрагментов в единое целое? Прежде всего - глубочайшая неудовлетворенность человека своим положением в мире, тем, что назывется людским жребием. Человек ощущает свою оторванность и отделенность от всего мироздания. Часто ему трудно даже внятно объяснить природу этой отделенности, но порой он чувствует себя отрезанным от "чего-то" могучего, "чего-то" совершенно иного, чем он, порой же - отделенным от некоего вневременного "состояния", о котором у него не сохранилось четких воспоминаний, но которое он смутно помнит в глубине своего существа: этим изначальным состоянием он наслаждался до Времени, до Истории. Эта отделенность приобрела форму разлома, проходящего внутри личности и затронувшего при этом сущностную основу мира."

Автор: Vladimir, дата: пт, 03/03/2006 - 14:35
Вотан пишет:
Встреча с Самостью, по моему глубокому убеждению, происходит у каждого человека и не так редко как это на первый взгляд кажется. Простой пример. Как-то раз в плавании (это было в тропиках) я проснулся рано утром. Я вышел на палубу. Солнце еще не встало над горизонтом, но его приближение чувствовалось по еле заметным переливам на кромках облаков. Не знаю, как долго я стоял, созерцая чудесную картину рождения дня, но в тот миг знакомого мне существования не было, не было моего Я. Полная слитность с тремя стихиями. Краешком сознания на уровне чувств что-то во мне отмечало, что привычный материальный мир со всеми вибрациями и звуками и прочими свойствами исчез. После этого внезапного переживания я попытался как-то сформулировать, описать все то, что со мной происходило, но тщетно. Тогда я подумал, что есть в мире то, что, наверное, можно назвать Богом, и если Бог является как-то человеку, то это происходит именно так. Это переживание стало моей тайной, но не по тому, что я ни кому ее не хотел рассказать, а по тому, что это переживание только ДЛЯ МЕНЯ. Тогда я подумал, наверное, Бог милостив, раз он приходит как благодать, но со временем я убедился, что лик Его может быть не только прекрасным, но и ужасным. Конечно, можно все эти переживания облечь в форму интеллектуальных конструкций, терминов, но зачем. Для меня достаточно того, что я знаю, что во мне есть что-то такое, что позволяет мне настроится в унисон с моей тайной. Пусть эта частота будет известна только мне. Все имеют эту СВОЮ частоту, но не каждый хочет ее слушать.

Автор: trixter, дата: пт, 03/03/2006 - 15:30
Владимир, я ВАс очень хорошо понимаю. Для меня тоже подобные переживания имеют горадо большую значимость, чем все интеллектуальные размышления о самости или архетипах. И уж как подобные мгновения потом называать - встречей с самостью, богом или сатори - роли никакой не играет...

Автор: Lilya, дата: пт, 03/03/2006 - 22:06
Слушайте-ка, а ведь это идея - поделиться личными переживаниями нуминозного! Что-то в этом маячит настоящее! Так надоело читать бесконечные цитаты! А еще хочется почитать, кто как осмысляет потом ("встраивает" в себя) эти переживания.

Автор: Атон, дата: ср, 08/03/2006 - 21:47
Слушайте-ка, а ведь это идея - поделиться личными переживаниями нуминозного! Что-то в этом маячит настоящее! Так надоело читать бесконечные цитаты! А еще хочется почитать, кто как осмысляет потом ("встраивает" в себя) эти переживания.
Народ, если вас действительно интересуют описания переживания нуминозности, предлагаю вам ознакомится с моей работой. Может быть кого то она шокирует некоторым натурализмом, но речь идет о личном опыте анализа, а спонтанное пробужедние кундалини, думаю можно считать одним из самых нуминозных переживаний.

Автор: Aspirina, дата: чт, 09/03/2006 - 14:31
Слушайте-ка, а ведь это идея - поделиться личными переживаниями нуминозного! Что-то в этом маячит настоящее! Так надоело читать бесконечные цитаты! А еще хочется почитать, кто как осмысляет потом ("встраивает" в себя) эти переживания.[/quote]
Лиля,
Я не знаю что ты имеешь в виду под нуминозными переживаниями, но когда со мной стали происходить странные вещи ровно год назад во время медитаций, мой Учитель мне посоветовал их записывать для себя и ... забыть про них. Суета это всё, второстепенное, опьяняющие эффекты, сами по себе никакой ценности не имеющие. Читать подобное скучно. Даже своё собственное. Я тоже в своё время носилась с этим как курица с яйцом. Сейчас вспоминаю себя и смеюсь. Грош цена всем этим переживаниям, если от них никому кроме меня тепло не становится. Таково моё личное осмысление

Автор: Vladimir, дата: чт, 09/03/2006 - 14:51
Аспирина ваш Учитель прав, но что делать тем, у кого нет в жизни Мудреца?

Автор: Aspirina, дата: чт, 09/03/2006 - 14:59
Аспирина ваш Учитель прав, но что делать тем, у кого нет в жизни Мудреца?[/quote]
Готовить себя постоянно к встрече с ним.
И он появится

Автор: helene, дата: чт, 09/03/2006 - 19:13
Aton,
Я как раз хотела Вас спросить о Кундалини, но не знала, как к Вам обратиться. Лечу читать
Спасибо

Автор: Lilya, дата: чт, 09/03/2006 - 20:58
Для меня нуминозное - переживание, случающееся со мной помимо моей воли и желания. Оно настолько захватывающее, что забыть его невозможно - как бы ни старался. Но можно пережить его до конца и осмыслить. Они - эти переживания сейчас и учат, и формируют меня, как никто другой. Мудреца личного у меня, к сожалению нет.
Я почитала описания у Атона на его сайте - они меня потрясли. Кое-что совпало с собственными открытиями. Мне от его записей тепло.
А попытки обогреть кого-то сама я уже оставила.

Автор: Vladimir, дата: чт, 09/03/2006 - 21:24
Вотан вы большой оптимист, если говорите . Я со всей убежденностью могу заявить, что в психологии концепцией Самости будут пользоваться лишь единицы глубинных психологов т.к. принятие этой концепции по сути дела означает открытие в себе способности к истинному религиозному переживанию. Конечно, на некоторых находит откровение внезапно но, по моему глубокому убеждению, откровение возникает только лишь при сверхчеловеческих переживаниях потрясающих всю архитектонику личности. Такое потрясение можно сравнить со стихийным бедствием, когда человек перед лицом Неизвестного враз осознает истинные личностные ценности. Честно говоря, я не верю в различные практики искусственно сконстеллированными по заданному сценарию. Я считаю, что самым лучшим режиссером является сама жизнь. В моем маленьком рассказе о встрече рассвета я описал свой первый выход за пределы своего Я, но я опустил, то что до этого переживания в моей личной жизни произошли события, заставившие основательно пересмотреть всю мою (в то время 28 -летнюю жизнь). И еще, до этого события я находился в годичной изоляции созданной условиями корабельной жизни. Конечно сейчас когда мне 55 многое из тогдашнего кажется наивным, но необходимым условием того, что произошло спустя 15 лет. Но об этом я не расскажу, - это было только для меня.

Автор: Aspirina, дата: пт, 10/03/2006 - 14:53
Для меня нуминозное - переживание, случающееся со мной помимо моей воли и желания. Оно настолько захватывающее, что забыть его невозможно - как бы ни старался. Но можно пережить его до конца и осмыслить. Они - эти переживания сейчас и учат, и формируют меня, как никто другой...
...А попытки обогреть кого-то сама я уже оставила.
Приступы ярости, ревности, зависти тоже находят на нас, как правило, помимо нашей воли и часто желания. Поэтому твоё понимание нуминозного для меня продолжает быть неясным. Я могу только догадываться, что мы говорим об одном и том же, то есть о неконтролируемом прорыве границ нашего Я и слиянии его с Космосом, спонтанном преодолении гравитации дуальности. Действительно, это очень захватывающе, но мой опыт показал, что когда слишком много уделяешь им внимания потом неизбежно погружаешься во тьму. А почему уделяешь им много внимания? Да потому что не хочется признаться в собственном бессилии на уровне элементарных эмоций, перечисленных выше. Вот я и подумала какого черта нужно культивировать сверхестественные переживания, являясь при этом рабом своих собственных естественных эмоций. Кому это нужно? Только моему Эго. Потому, как например, мои близкие от этого только страдают. А я хочу быть счастливой не только для себя, но и для моего сына и мужа.
Именно благодаря медитациям мне стало совершенно очевидно, причем не умозрительно, а на физическом, я бы даже сказала, физиологического уровне, что невозможно прыгнуть в духовность, перескочив эмоции, игнорируя мою неосознанную подчиненность им. Например, когда мы медитируем на тему у меня страшно болит в груди, там где чакра сердца. Особенно когда речь идет о другим. Всё моё нутро сопротивляется, оно еще не умеет давать. Несмотря на все мои духовные притязания и сверхестественные переживания существует могучее сопротивление моего Я, которое я уже не могу не замечать. И все мои усилия сейчас направлены только на развязывание этого узла. На данный момент - это мой камень преткновения.
Поэтому в тон тебе я могу лишь сказать, что я уже оставила попытки встречи с нуминозным или задержания в нем при помощи памяти. Прошло и ладно.

Автор: Aspirina, дата: пт, 10/03/2006 - 15:28
[quote=vhlupin]
Я считаю, что самым лучшим режиссером является сама жизнь.
[/quote]
А мы в ней актёры Продолжая метафору... чем больше мы развиваем нашу актерскую чувствительность, тем лучше и вовремя поймём замысел режиссера. Разве не так?

Автор: Vladimir, дата: пт, 10/03/2006 - 15:36
Именно это я имел ввиду.» Вы не можете размещать комментарии

Автор: Lachesis, дата: пт, 10/03/2006 - 16:59
О Самости, тут на днях, имела потрясающий опыт с одним клиентом. Он осознал Самость, как нечто третье, как нечто, разрешающее напряжение между отцовским и материнским или между замным и небесным.
Идея такая. Родители считают своих детей продолжением себя, средним арифметическим между их вкладами в ребенка. И тут его посещает идея, что он - это что-то отличное и от матери и от отца, что он "причина самого себя, которая существовала еще до его рождния". Этот человек Юнга в глаза не видел! Я была свидетелем того, как человек открыл архетип Самости. Он назвал его "Энергия ребенка, которая сама по себе существует в природе". Круто, да?
У него был такой инсайт, что я аж на физическом уровне его прочувствовала, (как мурашки по всему телу).
Еще на эту тему вспомнились арканы ГОМ, там много про не нейтрализованные бинеры, как про амбивалентные напряжения, и само по себе существование Третьего, рассматривается, как условие разрешения конфликта двух.
Мне кажется это так же имеет отношение к теме Самости.
Но об этом, может быть, после.

Автор: trixter, дата: пт, 10/03/2006 - 17:22
Интересные описания различного рода трансцендентных переживаний есть у Элиаде в работе "Опыты мистического света" http://www.jungland.ru/Library/ElOpyt.htm
Там у него весьма обширные описания -от рассказов конкретных людей, до мифологических примеров, шаманских ритуалов и т.п., но в конце, в "заключительных замечаниях" очень сжато и четко он излагает некоторые свои выводы.

Автор: Lilya, дата: пт, 10/03/2006 - 21:43
Аспирине:
Медитациями я не занимаюсь. Нуминоз не вызываю и не культивирую - он сам случается. Приступы ярости, ревности, зависти к нуминозу отношения не имеют (ИМХО).
Когда ЭТО случается, отмахнуться, отвлечься, забыться, не уделять ему внимания невозможно. Потому что невозможно жить дальше, не "встроив" его в себя, не осмыслив.
Нуминоз всегда ломает любое сопротивление эго.
Итог такого переживания - очищение, смирение, раскаяние и благодарность одновременно, умение видеть и как следствие - невероятное упрощение жизни.

Автор: Lachesis, дата: вс, 12/03/2006 - 17:29
Когда нуминозное просачивается постоянно в щель между мирами - повседневным и потусторонним, как же это тяжело! Ощущение жизни без кожи, хрупкости и текучести всего окружающего, постоянный запах смерти, тоска и боль...
А может быть это не нуминозное? но тогда что? некий слой бессознательного? Или оно все, как есть?
Знакомо ли кому-нибудь это чувство "просачивания" запредельного в повседневную жизнь? ПОлное перекрытие этого канала приводит к серой и механистичной жизни, при этом есть ощущение защищенности, ясности и даже некоторой радости, но какая-то смутная тоска (точнее ностальгия) все же присутствует. Когда же эта дверь все время приоткрыта - живещь, как с оголенным сердцем - все обострено, все чувствуется - особенно близость смерти и эфимерность любви. Еще какой-то неутолимый голод по чему-то, чего не знаешь. Все время чего-то ждешь, чего-то ищишь, а видишь только призраки этого непонятного Чего-то, неопределенного...
Кажется, что все время звучит какая-то тоскливая мелодия, которая вытягивает из тебят тонкой струйкой твою жизнь (или душу?). При этом, в этих состояния чувствуешь себя живой, как никогда.
Близость смерти обостряет чувство жизни.
Такое вот мое нуминозное. Такое у него лицо, если смотреть с моей позиции...

Автор: Vladimir, дата: вс, 12/03/2006 - 20:15
Описания переживания ноумена , объединяет одно важное свойство - ощущение почти полного отсутствия . Все, происходящее, воспринимается только . Одновременно присутствует ощущение сверх-могущества, часто обнаруживаются способности к , предвидение событий, изменение ощущения времени, пространства, в общем, все то, что характерно для состояния измененного сознания. На мой взгляд, переживание ноумена происходит более под знаком Эроса, нежели Хаоса хотя и есть смутное ощущение . , - как сказал мне один пациент. В таких случаях я советую пациентам переходить улицу только на зеленый свет, а что еще можно посоветовать!

Автор: Lachesis, дата: пн, 13/03/2006 - 03:51
Видимо, моё Я остается почти на месте, потому как ощущение не всемогущества, а подвластности (или близости) к чему-то всемогущему, захватывающему, порабощающему. Эрос и Хаос там, по моим ощущениям, сильно перемешаны. Пронизывающий эротизм зловещ и так силен, что практически разлагает.
покупка новых туфель сильно помогает бедному эго
А если серьезно, то еще одна характеристика близости кнуменозному, это - диффузность. Что-то (страх, страсть, желание) пронизывает собой все, не оставляя островка для отдыха от напряжения.Это мне напоминает перенасыщеный раствор. Если в него внести кристаллообразователь, начнется конденсация (кристаллизация) и раствор очистится, потому что растворенное ведество, выпадет в осадок.

Автор: Vladimir, дата: пн, 13/03/2006 - 14:48
Лахезис, судя по конструктивной критике моих , которые я использовал в своей работе (Золушка), у меня действительно с восприятием их дело обстоит плохо. Но явление диффузности мне понятно. Действительно многие испытывают нечто подобное.
Цитата: . Наверное, это у каждого сугубо субъективное ощущение, но вот потеря ориентации вовне и внутри, это, на мой взгляд, характерно для всех.

Автор: trixter, дата: пн, 13/03/2006 - 15:21
[quote=Lachesis]Когда нуминозное просачивается постоянно в щель между мирами - повседневным и потусторонним, как же это тяжело! Ощущение жизни без кожи, хрупкости и текучести всего окружающего, постоянный запах смерти, тоска и боль...
А может быть это не нуминозное? но тогда что? некий слой бессознательного? Или оно все, как есть?
Знакомо ли кому-нибудь это чувство "просачивания" запредельного в повседневную жизнь? ПОлное перекрытие этого канала приводит к серой и механистичной жизни, при этом есть ощущение защищенности, ясности и даже некоторой радости, но какая-то смутная тоска (точнее ностальгия) все же присутствует. Когда же эта дверь все время приоткрыта - живещь, как с оголенным сердцем - все обострено, все чувствуется - особенно близость смерти и эфимерность любви. Еще какой-то неутолимый голод по чему-то, чего не знаешь. Все время чего-то ждешь, чего-то ищишь, а видишь только призраки этого непонятного Чего-то, неопределенного...
Кажется, что все время звучит какая-то тоскливая мелодия, которая вытягивает из тебят тонкой струйкой твою жизнь (или душу?). При этом, в этих состояния чувствуешь себя живой, как никогда.
Близость смерти обостряет чувство жизни.
Такое вот мое нуминозное. Такое у него лицо, если смотреть с моей позиции...[/quote]
"Просачивание" запредельного в повседневную жизнь - это мне хорошо знакомо. Вот только у меня вокруг этого всего несколько иная гамма переживаний... Нет обострения тоски, боли или чувства смерти. Наоборот изменяется отношение (на уровне переживания) и к смерти (я в этих состояниях уже "не знаю" - а кто умирать-то будет), и к боли - даже очень сильная боль мне начинает видится, например, как рябь на чистой глади озера, т.е. становится эфемерной, малозначащей - пройдет еще какое-то время и она рассеется, пройдет, останеся только это озеро, но и оно не вечно... (вспомнилась мне тут сказка Гессе "Фальдум").
Я чувствую, скорее, не тоску по запредельному, а зов неких трансцендентных сфер, находящихся, судя по всему, где-то вглубине меня.
Когда этот канал по каким-то причинам перекрывается, я тоже начинаю чувствовать серость и механистичность жизни, ощущаю, что лишаюсь источника откуда дающего мне силы и вообще желание жить.
Различного рода переживания, которые можно назвать или трансцендентыми, или экзистенциальными стали появляться у меня еще в детстве. Эти переживания были довольно разными как по интенсивности, так и по, условно скажем, тематике. Они кружились вокруг ощущения моего Истинного Я, проблемы сметри, вечности и времени, конечности и бесконечности, единства, разнообразия и текучести мира, а также его первоосновы. По мере моего знакомства с глубинной психологией, восточноый философией, а также творчеством таких писателей, как Гессе, все эти мои переживания приобретали какие-то новые направления и контуры. При этом я хорошо усвоил, что "Дао, котороое может быть выраженно словами, не есть постоянное Дао".
[quote=vhlupin]Конечно, на некоторых находит откровение внезапно но, по моему глубокому убеждению, откровение возникает только лишь при сверхчеловеческих переживаниях потрясающих всю архитектонику личности. Такое потрясение можно сравнить со стихийным бедствием, когда человек перед лицом Неизвестного враз осознает истинные личностные ценности.[/quote]
Перестройка, изменение личности конечно и предшествует таким переживаниям и сопутствует им. Если такой перестройки не происходит, то, наверное, есть опасность либо психотического расстройства, либо дальнейшее рациональное толкование озарений с обращением в какую-нибуть веру, т.е. с худшими вариантами религиозности.
Из своего опыта в отношении мощных переживаний -откровений скажу следующее. В такие моменты может казаться, что все вопросы отныне получили ответ, все сомнения и проблемы тоже преодолены и ты смотришь в глаза истине самой окончательной инстанции... Однако потом выясняется, что все это было сродни самообману. Жизнь после этого делается богаче, ты видишь новые ее измерения, но проблемы не уходят, также остаются и твоя слабость и неуверенность... Но при этом все же что-то меняется. (Об этом замечательно пишет Гессе в "Баденских заметках").
Поэтому в последнее время для меня большую ценность имеют не столько мощные завораживающие переживания запредельного, сколько то, что можно назвать "повседневным дзеном". Я имею ввиду умение видеть в обыденности и повседневности со всеми их проблемами некие иные измерения; в какие-то мгновения вдруг увидеть чудо и таинственность жизни: "Как удивительноэто, как таинственно! Я подношу дрова, я таскаю воду". Можно испытываать и своего рода "мини-озарения", "Мини-сатори", котоорые "светят" не так ярко, но гораздо чаще освещают твою жизнь... Можно конечно и нужно специально "работать" над коанами, но ведь жизнь постоянно требует от тебя спонтанных действий и решений и можно попытаться научиться воспринимать как коаны разные жизненные ситуации и проблемы, научиться спонтанно и естественно на них реагировать; можно и саму жизнь воспринимать как коан, на вопрос о смысле которого ты никогда не найдешь рационального ответа. Сложно все это, конечно, очень сложно. Но надо пытаться. Ведь в конце концов, нирвана и сансара - тождественны, это разные стороны одного процесса...

Автор: Vladimir, дата: пн, 13/03/2006 - 15:55
Цитата: , но: чертовски интересно и увлекательно!

Автор: trixter, дата: пн, 13/03/2006 - 15:59
[quote=vhlupin] Цитата: , но: чертовски интересно и увлекательно![/quote]
Это точно!

Автор: Lachesis, дата: пн, 13/03/2006 - 18:24
Votan!
Мне знакомы ( к счастью) и описаные тобой переживания запредельного. У меня они часто случаются на природе или при просмотре каких-то фильмов. Наверное все дело в размере той щели. Если Эго успевает переваривать, поступающие из запрадельного смыслы и содержания, мы имеем такой позитивный опыт - осознания, расширения. приятного трепета, вдохновения, ощущения волшебства вот тут прямо сейчас.
Если "дырка" большая от туда фугасит, наверное тоже самое, но под таким напором, что сносит.

Автор: Lachesis, дата: пн, 13/03/2006 - 18:33
А еще, допускаю, что в первую очередь оттуда поступает нечто предназначенное для конкретного человека. Кому-то порция благодати, кому-то кусок смертельного холода и муки. При этом, мне кажется, это не связано с тем - как живет человек и от уровня его развития. Другим словами, какому-нибудь совсем дремучему человеку может оттуда прийти что-то хорошее-прехорошее, а развитому и ищущему - ужас.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Вернуться в Избранное JungLend Мифология и символика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron