Про что эта репка?

Про что эта репка?

Сообщение Vladimir » 12 апр 2016, 18:55

Автор: hasen, дата: ср, 21/11/2007 - 13:14 Мифология и Символика | Сказки
Здравствуйте, уважаемые!
Зацепилась за классический вариант "репки" - вот что вышло в общих чертах.
Имеем мы мы некий посееный дедком аффект (?). который впоследствии обрастает некими символами, котые к тому ж начинают его интенсивно вытягивать. Просится следующий вопрос: как из условий простой задачки понять, что же есть наша репка. Итак, анализ действующих лиц.
1. Величина участников движется по експоненте - уменьшается до допустимого минимума.
2. 1 дядька и 5 женских персонажей, причем мужская фигура - явный инициатор процесса извлечения репки.
3. 3 чела и 3 животных (половина символов находится на инстинктивном уровне).
4. Все животные, стоящие рядом, попарно конфликтны.
5. По моему мнению центральным персонажем является внучка ( как центр движения в некое мифическое будущее).
6. Репка (безусловно женская символика) вырасает до неправдоподобных размеров.
Так что же репка? кроме женской инициации ничего на ум нейдет. Но есть ошущение ошибочности предположений.

Автор: trixter, дата: ср, 21/11/2007 - 13:50
hasen, все просто, репка - это симулякр
Ну а если посерьезнее (хотя, кто знает), то я не понимаю, что такое "безусловно женская символика" и что такое вообще "безусловная символика". Не думаю, что такая имеется.
Но у меня такие идеи.
Репка - это чрезмерно разрозвшийся в БСС-м комплекс, извлечь (осознать и снизить его влияние - съесть, т.е.. интегрировать в личность) который можно только с помощью усилий всей личности, всех сторон психики (всец семьи, включающий ее зверниные, природные стороны), и тут подчеркивается чрезвычайная важность самой недооцененной и вроде бы слабой стороны психики - мышки.

Автор: trixter, дата: ср, 21/11/2007 - 13:54
Другой вариант. Репку сажал именно дед. Патриархальность, значит. Разросшаяся репка - это разросшийся фаллос, т.е. доминирующий в нашей культуре фалло-патрицентризм, разросшийся до таких размеров, что его никаким образом нельзя использовать, а надо бы, а то так и сгниет в земле. НУ а процесс извлечения - см.выше. НЕ обойтист не без женскогоначала, ни без природного.

Автор: Vladimir, дата: ср, 21/11/2007 - 15:07
Репа, в русском языке означала «голову» (там где находится ум)….
Репа не женское и не мужское, но вегетативное (растительное).
Весь органический теплокровный мир представленный 6-ю персонажами «завязан» с вегетатикой, растительным миром. Это может представлять одно из интуитивных пониманий связей в природном мире.
С точки зрения моралите – вывод самоочевиден, некая аллюзия алхимической максимы – самое большое в малом.
В сказке 7 персонажей (репа 7 элемент-персонаж), что может отсылать нас к пифагорейской «гептаде». Она считалась числом религии (связь человека с неведомым ему), числом жизни, по тому что считалось, что человек рожденный через 7 месяцев живет в отличие от рожденного через 8 месяцев. У многих древних народов гептпда является священным числом. По представлениям древних число 3 (дух, ум, душа) снисходит в «4» мир, и результатом (суммой) является «7», или мистическая природа человека, состоящая из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы.
Автор: hasen, дата: ср, 21/11/2007 - 16:15
Ага!
А что же у нас может символизировать мышиный персонаж? Мне это неясно.
Если собака - это преданность, храбрость, фактор сохранения границ; кошка - самостийность,определенная жизненная хитрость, смекалка, то мышку хочется, по идее,связать со страхами.
И вообще все это напоминает извлечение некоего травматического материала из комплекса после его полной символизации. Вытаскивание репки - отказ от репроецирования? А репроецирование-то чего?
Ребята, то ли я читать не умею, то ли это достаточно травматично - разжуйте хоть немножко...

Автор: Vladimir, дата: ср, 21/11/2007 - 16:42
Маша, в АП редукция (кошка это.., собака это то) считается бесперспективным герменевтическим путем.
Я бы персонаж мыши рассматривал, в определенном контексте как некое автономное бессознательное содержание психической целостности компенсирующее инфляционную грандиозность. По сути, в дискурсе юнгианства эта сказка об инфляции, возможно инфляции вегетативности, телесности. Мышь можно рассматривать как некий телесный симптом уравновешивающий (компенсирующий) «вздутие» преувеличение вегетативности, озабоченности телесными иннервациями.
В реальности это можно представить так…
Приходит пациент и жалуется на «смертельную» болезнь, и вдруг в его сновидении вы обнаруживаете «мышиную возню» вокруг этой проблемы. Иногда для интеграции некоего психического содержания, бессознательное использует самую малость – «мышиный» страх. То чего мы боимся, то нам и помогает. Страх депатологизируются.

Автор: hasen, дата: ср, 21/11/2007 - 18:48
Володя, спасибо! "мышиная возня" - это 100-процентное попадание. Пойду думать, во что.

Автор: Vladimir, дата: чт, 22/11/2007 - 02:22
А заметили, что в цепочке отсутствуют родители?

Автор: hasen, дата: чт, 22/11/2007 - 08:04
Мне кажется, что именно отсутствие родителей делает внучку центральным персонажем.
А в неадаптированных сказках порядок с семьей наблюдается только в редких случаях, да и то там проблемы с детенком.
А еще и попарная конфликтность животных...
Автор: hasen, дата: чт, 22/11/2007 - 08:12
Володя, а возможна ли подобная картина в случае инвазивной инфляции? Вряд ли распределение компенсирующего материала будет подобным - хотя должна быть какая-то закономерность...

Автор: Vladimir, дата: чт, 22/11/2007 - 13:32
Я обратил внимание, что связка «дед- баба» как-то вписывается в логику, то затем следует разрыв – отсутствие родителей. Внучка, действительно является «серединной частью» цепочки, но затем цепочка построена на конфликтных парах.
Тут еще нужно обратить внимание на то, что зачинателем всего этого действа был Дед, который посадил репу. Земля символизирует материальность как таковую, и качественную приземленность мыслей, чувств – вообще психического (душевного). Приземленность дает устойчивое материальное положение в реальном мире, но такое устойчивое положение достигается за счет обесценивания духовного, душевного (отсутствие родителей!) мира.
Огромные размеры репы наводят на мысль, что в семье внучки, по мужской линии всегда приоритетным являлось вкладывать (инвестировать) энергию в материальность. И вот наступает «момент истины» - что посеешь, то и пожнешь…
Односторонний поток психической энергии достиг своего максимума. Гигантские размеры репы (в контексте метафоры «репа»- голова, ум, рациональность) могут свидетельствовать о том, что такая односторонность на человеческом, рациональном полюсе (дед, баба, внучка) достигает гипертрофии (угрожающей инфляции сознания, рацио). Как всегда вступает в процесс компенсаторный механизм, выстраивающий бессознательную оппозицию (эта оппозиция представлена персонажами животных, причем они выстраиваются таким образом, что собака в этой цепочке более близка к человеку и по убывающей – кошка, и уже совсем не домашнее, более глубинное содержание бессознательного символизирующейся мышью). Несмотря на внешнюю несовместимость этих животных образов (которая может символизировать, в общем, противоположность сознанию, а также автономность инстинктов) бессознательное представленное животной, инстинктивной частью психического действует заодно с противоположной стороной психического, сознательного мира человека. Таким образом вытаскивание репы (рацио) из односторонности в которую оно впало становится задачей тотального психического, психе, т.е. вступает механизм саморегуляции, выравнивания психических «перекосов», перераспределение психической энергии.

Автор: hasen, дата: чт, 22/11/2007 - 16:06
Спасибо.

Автор: Vladimir, дата: чт, 22/11/2007 - 18:19
Э...,Маша, а я думал, что вы подхватите мои рассуждения, и поделитесь своими идеями...

Автор: nika5, дата: чт, 22/11/2007 - 20:39
Интересные тут рассуждения!Хочу поделиться своими кое-какими соображениями на этот счет.Эту сказку удобно рассматривать в качестве метафоры в анализе. Как уже сказано,персонажев 7.И,думаю, главной-центральной фигурой является внучка.Отсутствие родителей-не случайно,да и не нужны они...
Проблема была у деда.Предположу,что возможно эта проблема анимуса(т.к.за дедом бабка,которой не удалось решить "мужскую проблему"...) Но неразрешенность этой проблемы"затянула" всех родных
настолько,что даже внучке пришлось тянуть эту ношу.
На мой взгляд,в сказке показывается как именно внучка разрешает эту дедову проблему,доставшуюся ей в "наследство".
В сказке за внучкой-животные.Мы знаем,что в сказках животные могут говорить и персонифицировать людей (особенно в сказках для самых маленьких-где герои только животные).
И вот как разрешает проблему внучка: она призывает на помощь других людей,(а т.к. собака и кошка животные домашние)то это могут быть другие родственники и друзья,которые "вхожи в дом",но и с их помощью ничего не получается.
Тогда призывают мышку,и только она помогает вытянуть репку-разрешить проблему.Маленькая серенькая мышка,которая не имеет никакого отношения к этим персонажам(хоть и чужая,но все же забежала к ним)-может персонифицировать большого и важного человека,который помог разрешить этот вопрос (на его месте может быть и умный-мудрый старейшина,а может- и батюшка,
или психолог,аналитик...Наверное,и у мастера дзен хорошо бы получилось...)
Да,эту,казалось бы,простейшию сказку можно интерпретировать (и использовать) по разному...Вот уж не ожидала,с виду простое-оказалось сложным.
Наверное я сделала из мухи - слона.

Автор: Lachesis, дата: пт, 23/11/2007 - 02:17
Посадил дед репку... семя, которое вырастает не напоминает ли это плод во чреве? Земля часто символизирует матку, материнское тело. Извлечение репки из земли сильно напоминает роды, вокруг роженицы куча народа и все суетятся. Роды могут быть и символическими - что-то типа "родиться в духе", например. Помогают родить-родиться... а надо ли помогать? Подумалось, что в срок рожают без вытягивания щипцами. Когда приходит срок? На девятом месяце. Каждый персонаж мог бы символизировать время - месяц. Месяц ребенку - не рожается, второй, опять - никак и т.п. На седьмом месяце ребенок уже жизнеспособен, рождается. Но если бы были еще двое- родители внучки, было бы как раз 9 месяцев. Так что можно прочесть эту сказку и так - если в алхимической колбе присутствуют не все элементы, реакция может окончательная и настать (вещество образуется), но с огромными усилиями.
В этой сказке есть еще один парадокс. Дед зачинает ребенка (репку от Земли - на стороне от бабки ), когда его дети уже родили своего ребенка (внучку). Какое-то тут нарушение хронологии - опять что-то со временем. Не поэтому ли нет родителей, что они еще не родились??? это напоминает фантастические фильмы про путешествия по времени. Внучка помогает родиться своим родителям (кому-то из поколения своих родителей)?

Автор: trixter, дата: пт, 23/11/2007 - 02:55
Ника: "Тогда призывают мышку,и только она помогает вытянуть репку-разрешить проблему.Маленькая серенькая мышка,которая не имеет никакого отношения к этим персонажам(хоть и чужая,но все же забежала к ним)-может персонифицировать большого и важного человека,который помог разрешить этот вопрос (на его месте может быть и умный-мудрый старейшина,а может- и батюшка,
или психолог,аналитик...Наверное,и у мастера дзен хорошо бы получилось...)
Да,эту,казалось бы,простейшию сказку можно интерпретировать (и использовать) по разному...Вот уж не ожидала,с виду простое-оказалось сложным.
Наверное я сделала из мухи - слона."
Ника, точнее было бы сказать - из мышки
Мышка как метафора мастера дзен, или психолога, аналитика - мне понравилось. Только лично мне легче мастера дзен сравнить с мышкой...

Ника, а вот как ты считаешь (это просто вопрос), а вот здесь не прокрадывается некий нарциссизм и грандиозность: "Вот уж не ожидала,с виду простое-оказалось сложным."?
Берем любую простую сказку и открываем там кучу сложных смыслов...
Автор: nika5, дата: пт, 23/11/2007 - 08:00
"Ника,а вот как ты считаешь (это просто вопрос),а вот здесь не прокрадывается некий нарциссизм и грандиозность..?"
Да,точнее из мышки-слона. Все равно оба-серые.
Этот нарциссизм,как ты заметил, и я подметила сразу.И раз уж ты благородно направил мои мысли в этом направлении продолжить....
Мышке в данной ситуации без нарциссизма никак не прожить. А какой ей резон вытягивать такую репу? У собаки и кошки есть свои выгоды от внучки-как минимум "поглаживания" и еда. А что же получит мышка,коли она ко всему этому"хозяйству" имеет лишь косвеное отношение?Тем более,что мышка,учавствуя в таком сомнительном мероприятии,рискует жизнью(ее может съесть кошка)...
Тут можно обратить внимание на некоторые черты характера мышки...
(меня понесло...РЖУНИМАГУ...)Мышка-любительница авантюр и рисковых приключений с мазохистскими наклонностями;естественно,она-Герой,и похоже-разыгрывает миф о Сизифе. Маленькой мышке эту проблему с репой никак не разрешить-поэтому ей необходимо стать большим слоном-Героем.И,выйграв дело,потешить свое самолюбие. Другого же ж "приза" - нет-ей не оплатят ни наличными,ни натурой(кормом)...
"Только лично мне легче мастера дзен сравнить с мышкой..."
Да уж-при таком раскладе-скорее всего так,но я не уверена на 100%,т.к.врядли мастер дзен будет помогать так - это не его методы.
Метод мастера дзен хорошо показан в другой сказке(Приишла мышка,хвостиком махнула...)= пришел мастер дзен,стукнул палкой...
И нет никакой репы - только дзен...

Автор: hasen, дата: пт, 23/11/2007 - 14:15
Мне кажется, что есть речь и об статусной инфляции, то бишь инвазивной.
Как бы то ни было, вытягивание репки это некое позволение на обнаружение скрытого и несовместимого с реальной жизнью аффекта.
Важно как по окружающей символике догадаться каков этот аффект. Мне кажутся условия задичи таковы: сможешь по симаолам догадаться и назвать аффект = сможешь его достать.
Опять же, меня волнует жесткая закрепленность иерархии вкупе с конфликтностью. Блин, ребус какой-то.
А то, что репка усть есть инфляция, безусловно. И должно быть указание из условий задачки, о какой конкретно инфляции речь.
Гипотез множетство, следовательно вариантов решения тоже множетсво.
Автор: trixter, дата: пт, 23/11/2007 - 15:35
Ника!!!! Спасибо за твой пост!!! Я долго смеялся
И о мышке, и о мастере дзен... Остроумно.
Примечательно, чтотрешающим фактором было именно вмешательство альтруистической (моззохистичной, геройствующей) мышки, т.е. самого "бесполезного" существа в хозяйстве и даже "вредного", от которого хотят избавиться. А если бы последняя мышка погибла бы в мышеловке?
А мастер дзе. если бы и ришел, то задал бы такой коан, что все было бы уже не репки. Все погрузились бы в медитацию и созерцательность. Деду: "А какое было лицо у репки, до того, как он ее посадил?" Бедный дедушка... Мастер дзен иог бы еще посоветовать накормить мышку. Буддисты любят животных
Еще эта сказка вызвала у меня такие ассоциации. В некоторых частях света сейчас производство и гиперпроизводство достигло такой степени, что люди уже не могу потребить все произведенное. Поэтому включаются механизмы искусственного формирования потребностей, "на полну" работает реклама.
Провидческая сказка

Автор: Nira_, дата: вс, 30/12/2007 - 23:48
Факт отсутствия в некоторых сказках связующего звена меня давно зацепил.
Вот, например, Дед Мороз и Снегурочка. Дед и внучка. А кто родители Снегурочки и кто жена Деда?
Иногда кажется, что это все-нарочитое отрицание сексуальности.
Автор: Nira_, дата: вс, 30/12/2007 - 23:50
trixter: все просто, репка - это симулякр
:) :) :)

Автор: trixter, дата: пн, 31/12/2007 - 00:19
я скажу больше... симулякром стала не только репка... Почему?
...в значительной степени, благодаря "интерпретациям", но далеко не только в этом дело...
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Вернуться в Избранное JungLend Мифология и символика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron