Я позволил себе перестащить ряд комментариев из-под этого материала.
* * *
Я в юности недолго работала в интернате для слепых детей.
Со мной дружил один почти слепой парень (мне было 18 я работала, а ему 19, он ещё учился в этом интернате). Он был слепой от рождения, перенёс в детстве около 20 операций и только в 8 лет впервые увидел 5% этого мира - больше сделать ничего было нельзя. Когда я спрашивала, не ощущает ли он себя инвалидом (что было очевидно - человек почти слеп), он говорил: "Да что ты, я безумно счастлив!"
* * *
Есть на эту тему известный детектив Ги де Кара - "Чудовище". Но там ребёнок родился слепоглухонемым и вообще ничего не знал о мире.
А у нас в Загорске, который сейчас Сергиев Посад, был интернат для слепоглухонемых детей. И один из них, Александр Суворов, даже стал профессором.
http://www.dislife.ru/flow/theme/71/* * *
Я была на лекции Суворова как-то в Самаре на психологической конференции. Помню, как мы все слушали затаив дыхание, а он чувствовал, когда мы смеемся, а когда замерли.
Мне еще очень запомнилось как он искренне говорил про трудности, про алкоголь, про моменты, когда покидают всякие силы. Так это было жизненно. Чтобы не создавалось впечатления, что просто силу воли в кулак собрал и вперед.
* * *
До сих пор храню свои фотопортреты, сделанные им почти вслепую. Ученики старших классов школы-интерната для слепоглухонемых в Загорске усваивают программу средней школы примерно теми же темпами, что и их зрячеслышащие сверстники, а по уровню интеллектуального и нравственного развития не только не уступают им, но и обнаруживают зачастую бесспорные преимущества. Безупречная грамотность – орфографические и синтаксические ошибки встречаются в сочинениях слепоглухонемых детей не чаще, чем опечатки в академических изданиях. Абсолютная свобода владения русской речью, ее многообразными стилистическими средствами. Богатая и в то же время удивительно точная лексика, послушно выражающая тончайшие оттенки индивидуальных – вплоть до мимолетных – настроений и впечатлений.
Вот отрывок из сочинения уже знакомой нам Наташи Корнеевой: «Мы часто выдумываем смешные, иногда глупые слова. У нас даже свой язык. На эту тему мы насочиняли таких смешных глупостей, что многое как бы вошло в нашу жизнь. Это как греческая мифология, только боги у нас живые... Никто, кроме нас с Сережей, этих терминов не знает. В них нет злого смысла, насмешки над теми, кого они обозначают. Просто однажды подметив особенность человека, мы насочиняем смешных слов, выдумаем истории, а потом употребляем в разговорах, пока не надоест. Наша речь, насыщенная такими словами, очень смешна, изобретаем мы с Сергеем вдвоем, но я больше дразню его, и себя, и других, и он меня величает министром Дразнючих дел. Я не в обиде, зато можно посмеяться вволю...»
Товарищ Наташи – Юра Лернер – обнаруживает явно философский склад ума. В дневнике А.И. Мещерякова есть такая запись: «Вчера удивил меня Юра. Поймал меня на лестнице – как видно, поджидал – и спрашивает: «А.И., скажите, может ли человек в моем положении быть счастливым?» Я несколько оторопел, но потом во мне проснулся педагог, и я продактилировал ему в ответ: «А ты сам как думаешь?» Он расцвел и наговорил буквально следующее: «А.И., я счастлив в самом точном и полном смысле этого слова. Что такое счастье и что такое несчастье? Несчастье – это когда человек имеет что-нибудь, а потом теряет. Я в жизни ничего никогда не терял, только обретал и обретал новое. А это, наверное, и есть счастье».
Юре в тот день было всего 16 лет; он не только не читал тогда «Этику» Спинозы, но даже имени этого мыслителя никогда не слышал. Четырьмя годами позже он сформулировал понимание «счастья» и «несчастья» несколько по-иному, но опять очень по-своему: «Счастье – это быть полезным людям. Когда ко мне обращаются за помощью, я чувствую себя нужным, полезным людям и счастлив этим. Несчастье – это оказаться за бортом общественной жизни. Чувствовать себя оторванным от жизни и никому не нужным». Можно поручиться, что и это суждение не вычитано и не подсказано.
Разговаривая с воспитанниками Загорской школы или читая написанные ими строки, вы можете быть уверены, что за каждым словом тут стоит ясная и всегда самостоятельно продуманная мысль. Таковы они все и, что не менее важно, во всем, в том числе и в усвоении учебных программ. Дело тут не только и даже не столько в темпах усвоения знаний, сколько в его качестве, в глубине и основательности овладения принципами интеллектуальной и нравственной культуры. «Нормальная» школа с ее педагогикой такого уровня добивается, как все мы хорошо знаем, далеко не всегда.
* * *
А еще в России есть Ольга Скороходова. Очень похожа на Хелен судьба ее.