Репортажи с психоаналитических слетов. П.Лямочкин

О психологии и юнгианстве

Репортажи с психоаналитических слетов. П.Лямочкин

Сообщение Vladimir » 01 июл 2011, 19:11

Изображение

Убей в себе героя!
Репортаж с лекции Мюрей Стайна в Москве

Мюрей Стайн о «Красной книге» Юнга.Репортаж с лекции.
Институт психологии РАН коротает свой век по соседству с выставкой достижений народного хозяйства, в доме, отмеченном судьбой несуетным номером 13 и грязно-копченым кирпичом неровной кладки. Вход преграждает железная дверь с культями оторванной и перебинтованной скотчем ручки. Как всякое уважающее себя научное учреждение, институт сдает свои давно холодные внутренности магазину книг и паре коммерческих вузов, готовящих психологических специалистов. Один из них и пригласил на лекцию Мюрея Стайна, аналитика, писателя , бывшего президента IAAP, расколовшего швейцарский институт Юнга на две школы.
Мы сидим в «большом конференц-зале»,- узкой, длинной аудитории, шагов семь на сорок, с бетонными, нависающими с потолка балками, назначение которых неизвестно, но внешность коих впечатляет монументальностью. Шумная женщина со следами преподавания психологии на лице представляет гостя как «крестного отца» юнгианской программы в столице.
На сцене, под балкой – крестный отец «Мюрей». Он похож на богомола на пенсии: высок, сутуловат, в мятом пиджаке (с обвисшими, набитыми чем-то карманами) и идеально белой сорочке, стянутой у горла бледно-желтым галстуком. Весь его вид говорит: хозяин внешне прост и доступен, но внутри, за небрежностью костюма – накрахмаленная сорочка и модельный галстук.
Устраиваясь у пюпитра трибуны, Стайн извлекает огромный светлый платок, сморкается и долго запихивает носовое полотнище в задний карман брюк.
-Ну, если я и крестный отец, то вы - крестная мать,- парирует он выпад женщины и оголяет ровные зубы. Зал поддерживает гостя вымученным смехом, не до конца, видно, разобрав; пошутил ли тот, или учтиво вернул кропотливо подобранное определение.
-Меня попросили сделать доклад, - начинает Стайн, будто оправдывая свое пребывание на сцене.- Речь пойдет о …- аналитик делает паузу, ожидая, вероятно, что зал запомнит следующую неожиданную новость, - «Красной книге» Юнга. Тема очень сложная, я предполагаю говорить минут пятьдесят, поэтому можно считать мое выступление кратким введением.
С этими словами Мюрей поднимает со стола чудовищной величины, кажется, побагровевший от своего веса и размера фолиант «Красной книги». Зал охает. Лектор пытается удержать исполина на руках, но после пары минут тщеславных усилий возвращает его на стол.
-Я хотел бы адресовать сам себе четыре вопроса, - говорит освобожденный Мюрей,- Что такое «Красная книга», зачем Юнг ее создал ( текст, каллиграфию, картины), как и для кого он это сделал?
Далее аналитик честно пересказывает предисловие к «Красной книге», добавляя от себя некоторые пикантные детали. (Язык его чист, вероятно, хорошо отточен выступлениями). В частности, он лично засвидетельствовал, как группа американских фотографов в Цюрихе переснимала страницы рукописного текста. Страницу за страницей. Такого же размера, как и изданный вариант. Так что представленное издание есть точная копия рукотворного гроссбуха.
Почти век назад ( автор начал создавать книгу еще в форме своих дневников, «черных книг» в 1913 году) Карл Юнг вошел в стадию расставания с Зигмундом Фрейдом и психоаналитическим движением. Как следствие – психологический кризис, «состояние дезориентации» или, по мнению Мюрея Стайна, - психотический срыв длинною в 6 месяцев. Об этом периоде сам Юнг написал в шестой главе своих публичных воспоминаний. Дневники с описанием переживаний, «откровений и озарений» этого отрывка жизни были переработаны, отредактированы, дополнены картинами, и «изощренными» каллиграфическими письменами. Писал, точнее, рисовал буквы и иллюстрации материалов своего активного воображения Карл Юнг на протяжении 15 лет. Но однажды бросил. «На середине фразы». Текст не содержит никаких психологических терминов. В нем исключительно глубокие человеческие рефлексии, интерпретации, размышления, написанные обыденным языком. Карл Юнг не предполагал, что она будет предана огласке; о рукописи знали только очень близкие люди, а после смерти она хранилась в сейфе швейцарского банка
Издатель,- американская фирма «W.W. Norton»,- поначалу вероятно сомневался в успехе своего предприятия и выпустил всего 5 тысяч экземпляров. Они были раскуплены, не дойдя до прилавков. Издатель повторил тираж, и он тоже был «расхватан» по дороге в магазин. Был произведен третий выпуск в 45 тысяч экземпляров, но и его ожидает участь предыдущих. (Сам Стайн – обладатель трех «Красных книг»). Языки- английский и немецкий. Над другими переводами работают.
Стайн нашел ряд сочленений моментов реальной биографии Юнга и записей «Красной книги». Особенные даты – уход с поста президента психоаналитической ассоциации, оставление должности главного редактора журнала по психоанализу, прекращение преподавания в Цюрихе, начало Первой Мировой войны. Читатели могут теперь увидеть, как Карл Юнг переживал эти события, благодаря его рукотворному манускрипту.
«Это личная библия Юнга», - считает Мюрей. Она и разбита на две части,- первый и второй тома,- как Ветхий и Новый заветы. Ее основная идея - принесение в жертву героя и героического вообще, как проживание жизни в ритме подражательства чужому образу.
- Юнг хотел придать невероятно большое значение своим собственным внутренним образам, - почти цитирует «Красную книгу» Стайн. - Это следование за духом глубины. В книге вы найдете обычного человека в состоянии кризиса, погруженного в свой внутренний мир. Вы увидите размышления автора, его самоанализ в разных уровнях. Описательный слой населен такими фигурами как Филемон, Илия, Саломея. Здесь Юнг рассказывает, что он видит, с кем говорит, чему учится. На втором уровне Юнг пытается дать комментарии, объяснить, с чем он встретился. На следующем этаже – поэзия; Юнг создает гимны, песни, поэтические формы. И на последнем – картины, буквицы, иллюстрации персонажей снов, мандалы.
Чем глубже сам Мюррей погружается в рассказ о собственно содержимом манускрипта, тем более он оставляет свой первоначальный лекторский тон. Гость становится торопливым, чуть краснеет лицом. На мизинце правой руки у него перстень, и он постукивает им все чаще о кафедру. Микрофон усиливает звук, аналитик вздрагивает и отдергивает руку. В конце переводчица,- сухощавая стеснительная женщина,- уже не успевает переводить доклад. Да, Стайн и не ждет ее, он охвачен воспоминаниями прочитанного и пережитого. Так и хочется сказать: «Да, вы азартны, господин аналитик!» Но Мюррей сам останавливает лекцию. Он смотрит на часы:
-Ну, вот, полтора часа прошло, пожалуй, хватит на первый день.
Стайн вздыхает, а слушатели, аплодируя, вываливают из душной аудитории в полутемный коридор института, на главной доске объявлений которого висит записка: «Требуются мужчины для экперимента». Похоже, об одном таком смельчаке только что был прочитан доклад.



В двух шагах от счастья
«В Рождество все немного волхвы»
Краткий опус про психологические семинары трех дней декабря
Ищете подарки родным по магазинам? Бедняги! Узнать о своих возможностях – вот истинный подарок. Подарок, достойный любых подношений и на любой вкус да случай: что в свадьбу - теще, что в день рожденья - подружке бальзаковского возраста.
В декабре. В Москве. Несмотря на зверский холод и жуткие пробки. Двухдневный семинар, и Вы – знаток своих возможностей. Престидижитатор не заморский какой выскочка, а столичного розлива, кандидат философских… президент международной..,трансперсональной.., сертифицированный.., психотерапевтический и прочая, с супругой, опять же, сертифицированной, расскажут Вам о Вас с вашей матпомощью. Стоит только захотеть, протянуть, так сказать, руку к двери с жалкими пятью тысячами рублей и Ваши возможности ( бесценные) обретут знатное место у Вас на плече, словно связка баранок с золотым пропеченным отливом, хрустящих и рассыпающихся на зубах.
Не хотите про возможности? Не любите баранки с чаем? Пожалте, на программу … Нет, тут лучше цитировать:
«Зеркальное отражение, как другое пространство.
Отсоединение от собственного образа. Обнаружение состояния чистого «Я» (состояние независимости от социальных ожиданий и стереотипов). Расширение границ восприятия своего «Я». Переключение эмоций. Обретение состояния силы. Управление внутренним конфликтом. Использование взаимосвязи мифологических образов и эмоций. Моделирование нужного эмоционального состояния.
Программа использует:
- Авторский метод работы с зеркальным пространством и отражением,
- Авторский метод работы с внутриличностным конфликтом через асимметрию лица,
- Процессуальный подход А. Миндела,
- Аналитический подход К.Г.Юнга,
- Классическую теорию эмоций Изарда».
Особенно мила мне здесь «работа с внутриличностным конфликтом через асимметрию лица». Это сколько же я смогу узнать через асимметрию собственной физиономии! Исключительно мои, личные Загадка и Тайна, имеющиеся в наличие, всегда с собой ! Вот уж буквально - богатство на лицо или на лице. То же, за каких-то пару лекций. И цена не велика – 6500 грешных рублей. И зеркальце выдают, не запотевающее. И про сродственников можно узнать по фотографии.
А желаете копнуть поглубже и подальше в родственных связях? В католическое Рождество совершенно и запросто можно просветиться о корнях собственных , так сказать, о традициях, литрах пролитой крови и бочках выжатого пота предков. Снова цитата:
информация:« Семинар Констелляция рода
Констелляция как психологический инструмент - это интеграция социодрамы и процессуальной работы. Констелляция рода - это глубинная работа с семейными тайнами, вытесненными конфликтами, мистическими событиями в роду и родовым мифом как предназначенностью рода.Тема констелляции: Что в истории ее рода привело женщину на грань нервного срыва?
Нет любви к матери,
Нет тепла к родным,
Нет отца у ребенка,
Нет любимой работы,
Нет постоянного любимого,
Нет в жизни покоя…
Что исказилось в роду, на каком колене, с чьей стороны, какие ошибки повторяет род в каждом своем поколении, что ни мужчины не становятся мужчинами, ни женщины не становятся женщинами?
Чтобы сложить свою счастливую семью, полную любви, уважения, достоинства, доверия, юмора, мудрости и изобилия, надо погрузиться в историю рода и встретиться с его тайнами лицом к лицу»
Представляете, какие широкие перспективы открываются от одной только догадки, «в каком колене и с чьей стороны» у меня ошибка вышла! Хромаю я в свою серую, непознанную сторону, и невдомек мне, что рядом есть люди, знающие про колена моего злосчастного рода. За одну лекцию, ценой в 1500 рублей я излечу хромоногость и стану быстро взбегать на крыльцо, лазить по яблоням, шагать по лужам в родной деревне. А может, случится фантазм, ценою в тысячу снов, сам сколеоз с грыжей сойдет на нет. За доплату. Конечно. Тут не стоит мелочиться. Не каждый день праздник.
А хотите – просто кино. Для студентов. Судя по цене в 500 рублей. «Ка-Пекс» с Кевином Спейси. Это там, где он- инопланетянин в человечьем обличье , а вокруг клиника неврозов с мудрыми пациентами и недалекими терапевтами. Местные, московские терапевты,- устроители кинопоказа- почему-то называют кино процессуальным. Ну, да это они с мороза, видать, не то написали. Сморозили, то есть.

Изображение
Сломанная спичка
Чиркаешь спичкой по коробке. Последней спичкой по лоснящемуся боку ящичка . Раз, другой. Сера уже стерта и спичка, облысев, без пламени, ломается. «Тьфу, досада какая!»- скажет другой. Я обычно ругаюсь крепче.
С таким чувством досады я плелся со встречи с психотерапевтом и писателем Ирвином Яломом. Он так сух и миниатюрен, что и вправду похож на спичку, сломанную в разных местах, с проплешиной головы и лоснящимся, большим на пару размеров коробком костюма. Говорит он с трудом, почти со стоном напрягая истрепанные голосовые связки.
«Я пожилой человек », - извиняется Ирвин - «последнюю в своей жизни лекцию прочитал две недели назад в Калифорнии».
Ялому - 79 лет. Доктор наук, лауреат премий, автор бестселлеров.. Его заслуги в терапии столь достойны, а книги так сочны оригинальным стилем и богаты жизнью, что, кажется , это они высосали из автора все силы вместе с кровью, жиром и мышечной массой. Остались одни темные колкие глаза и выразительные жесты вертлявых рук с узкими ладонями и длинными пальцами. Вероятно, он знает нечто большее про свои глаза, поэтому с великим напряжением смотрит на фоторепортеров, ожидая всплеска вспышек. Организаторы даже вынуждены просить фотографов не использовать вспышки.
-« В одной из книг я писал про четыре главных мысли, к которым мы приходим в процессе медитации», - говорит Ирвин , подсматривая в бумаги, - «Это смерть, смысл жизни, свобода выбора, как генерация собственной поведенческой модели, и изоляция».
Весь короткий, часовой доклад Ялома крутится вокруг этой идеи. Он стоит на сцене перед одноногой кафедрой, подломив одну свою, будто ненужную ногу. Перевод идет синхронно, сбивчиво и приходится его сглаживать в ущерб аутентичности.
Жизни нет после смерти, считает автор, поминая еще древних эпикурейцев. Мы ведь не знаем, что было с нами до нашего рождения и перейдем в это состояние после смерти. Поэтому не стоит ее бояться.
И смысла в природе изначально нет. Мы вбрасываемся в жизнь, не имеющую смысла. Поэтому нам нужно его придумать для самих себя. Отсюда и сущая необходимость набраться решительности, мужества для осознания свободы и ответственности за свою судьбу, за выработку только нам принадлежащего паттерна поведения.
Ялом явно уходит, как от терминов психоанализа, так и от самой традиционной психологии. Он так и говорит, что психоанализ начался не сто лет назад в Вене, а несколько раньше. На 2000 лет. И главными психологами были древние философы. Эстафету «психоанализа» подхватили и более поздние европейские мыслители: Кант, Шопенгауэр, Ницше. В России это были писатели Толстой и Достоевский, написавшие свои романы до первой работы Фрейда, опубликованной в 1895 году.
Ирвин прошел 700 часов личного классического психоанализа. Он говорит об этом несколько раз. Для него это важно. Но имя Фрейда звучит редко и в ряду перечислений. Иногда, кажется, он его намеренно не произносит или упоминает как добротного писателя. Впечатление такое, что вот-вот и он перейдет к цитированию Хиллмана, Ноймана или, на худой конец, помянет добрым словом Юнга. Но на сцене иной термин- экзистенциальная психология. А экзистенциальный психолог Ялом преподносит свои выводы о тождественности основ философии и психологии исключительно как единично-личные открытия. Наверное, он в праве претендовать на исключительность, по крайней мере, в уровне откровенности призыва прямого применения философских взглядов в психотерапии.
Современный толковый словарь русского языка трактует термин экзистенциализм как «иррациональное направление философии, разновидность субъективного идеализма.»
Одно из направлений философии, одна из спичек в коробке субъективных , а иначе философских взглядов, претендующих на идеальность. Быть может, идеальная спичка. Так думает, наверное, каждая спичка. Пока ее не сожгли.

Изображение
Дышите глубже и обрящете.
Станислав Гросс хрипит как старый курильщик. Он, вообще, старик, но крупный и, вероятно, физически крепкий от природы, поэтому старость его внешне не столь немощна, скрыта за брутальностью тела и повадок. Он ироничен, говорит резанными фразами, абзацами, будто ранее все написал и теперь заученно произносит. Гросс знает, о чем говорит. Он сидит в мягком кресле без подлокотников, больше похожем на самодельный неудобный трон. Перед ним , под высоченными сводами огромного зала корпуса ВДНХ , со свисающей бахромой еще советской штукатурки – «поданные». Человек двести, по большей части миловидных женщин в свободной одежде, разбавленных редкими партнерами. Они полулежат на туристических подстилках, матах, матрасах различного происхождения и внимают хрипу Гросса . Атмосфера праздничного превдкушения. Спичь о Юнге, Фрейде, элевксинских мистериях, шаманах, психотерапии, буддийских ритуалах, гомеопатических средствах, психоделиках и прочих забавных вещах, в общем, составляющих гремучую смесь с названием «холотропное дыхание».
Гросс изучал воздействие психоделиков на человека, а после законодательного запрета или в результате исследований( а может благодаря обоим факторам) обнаружил в гомо-сапиенсе внутренние резервы введения себя в измененное состояние. «Дышите глубже»- основной рецепт эликсира. Музыка и общество сторонников- ингредиенты по вкусу.
-«Семь лет я проходил анализ в Праге» –говорит Гросс- «Меня всегда заботило, что представители различных школ терапии вольны выбирать, что важно в рассказах клиентов помимо желания клиентов. И каждая «школа» выбирала свое».
Мягкий намек на необъективность «традиционной» психотерапии плавно перетекает в сущее желание обрести Свободу самостоятельного выбора тем для анализа.( Логично предполагая самоанализ?). Добротный стимул для широкого изучения психоделических методов и религиозных теорий от наследия верований Древнего Египта до примитивного гештальта.
Особый абзац в речи Гросса- музыка. Его супруга провела многие дни в подборе мелодийного сопровождения «дыхания». В этнографических архивах подбирались звуки используемые различными эзотерическими практиками. В богатом репертуаре- клерикальные произведения: тибетские, индуистские, классические европейские ( Вивальди, Моцарт),грегорианские песнопения и прочая, прочая. « Ударные, например, влияют на ритмы головного мозга»-слышится из кресла.
-«Порой Кристина (спутница жизни Гросса) меняет по ходу действия мелодии, чувствуя по своему атмосферу в зале дышащих.»- говорит Гросс.
О свободе выбора самих дышащих - основном, похоже, принципе «холотропного дыхания»,- он не сообщает.
-«Важно, чтобы слова мелодий были не поняты в зале. Иначе, появятся ненужные ассоциации», - добавляет Гросс и приводит пример одного случая, когда слова сопровождавшей песни-элегии о любви двух женщин были буквально восприняты дышащими, знавшими ненароком французский. О последствиях Гросс не поминает, равно, как и о скромной роли бессловесной мелодии вызывать бурю тех же личных ассоциаций.
Ну, да это частности. После двухчасовой вводной лекции Гросс приглашает разделиться на пары, «подышать своим бессознательным» и исцелиться.
-«Будьте осторожны!»-предупреждает Гросс,-« Во время сеанса могут придти самые разные воспоминания из глубоко детства. Дышащий может возжелать пройти сквозь стену».
Но зал уже не слушает старика, слушатели расчищают места для горизонтальной встречи с неизвестным . Нужно просто расслабиться, откинув бренные тревоги, задышать глубоко без перерыва меж вдохами и ждать встречи…
Я не стал дышать. Ужасно жалею. У меня не было с собой матраса, партнерши-помощницы и восьми тысяч рублей, платы за семинар. Вдобавок у меня болит голова от частого дыхания, даже когда я надуваю воздушные шарики. Говорят, это от избытка кислорода. Но ведь надуваю шары я без музыки. Я уже шагал прочь под сводами величественного корпуса выставки достижений советского хозяйства, когда зазвучали первые аккорды, напомнившие почему –то, что две недели назад, в этом же корпусе, с говорящим названием «Космос», выставлялись живые отечественные сельхоздостижения. Особенная толпа образовалась у вольера полуторатонного быка-производителя с черной лоснящейся спиной и очень уверенным взглядом.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Дневник репортажей Лямочкина Пети

Сообщение Ирина » 03 июл 2011, 15:44

Спасибо,очень интересно.(Особенно,про М.Стайна-мне нравятся его книги.) В этих репортажах мне особенно нравится-внимание к деталям.В результате,чувствуешь, как-будто ты там сама побывала :)
Ирина
 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 05 окт 2010, 18:21


Вернуться в Юнгианство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron