«Хотя первоначально мы встречаем аниму и анимус прежде всего в их негативных и неприглядных аспектах, они отнюдь не представляют собой разновидность исключительно злых духов. Как уже говорилось, позитивный аспект им также присущ. Благодаря своей нуминозной суггестивной силе они издавна образуют архетипическую основу всех мужских и женских божеств, а потому заслуживают особого внимания, прежде всего со стороны психологов, но также — и со стороны непрофессионалов. Будучи божествами, анима и анимус действует иногда во благо, иногда во зло. Их противоположность — не что иное, как противоположность полов. Следовательно, ими представлена верховенствующая пара противоположностей, не безнадежно разделенных логическим противоречием, но своим взаимным притяжением как бы дающими обещание единства и делающими его возможным. Объединение противоположностей — предмет спекуляций алхимиков, в форме "Химической свадьбы"» К. Юнг Aion
«они составляют пару - то есть группу , то есть первый и второй , ведущий и ведомый, главный и подчиненный
просто человеки иначе не могут».
Почему в этой паре нужно разделение на «ведущего» и «ведомого»?. Противоположности равноценны своей инаковостью, а вопрос – «кто главный, ведущий, ведомый?», возникает только у нас в голове, и надо полагать источник его возникновения лежит в коллективной «тени» . Человеки по-разному могут, тока вот без привнесения в суждение своей личной (а, своей ли?) оценки не могут обойтись.
И не нужно мешать мужское/женское (собственно, конкретное основанное на половом различии понятие), гендером, собственно, довольно абстрактным коллективным, социальным представлением, о совокупности, (якобы, по мнению многих), принадлежащее собственно «мужскому» или «женскому» с юнгианским дискурсом о котором писал Юнг в работе «Ответ Иову».
«Совершенство — это предел стремлений мужчины, женщина же от природы склонна к постоянству. Фактически еще и сегодня муж¬чина лучше и дольше выдерживает состояние относительного совершенства, которое, как правило, не подходит женщине и даже может быть для нее опасным. Стремясь к совершенству, женщина упускает восполняющую его позицию — постоянство, само по себе, правда, несовершенное, но зато образующее столь необходимый противовес совершенству. Ибо если постоянство всегда несовершенно, то совершенство всегда непостоянно, а потому представляет собой некое безнадежно стерильное конечное состояние. «Совершенство бесплодно», говорили древние учители, в то время как «Несовершенное», напротив, несет в себе зародыши будущего блага. Перфекционизм всегда упирается в ту¬пик, и только постоянство испытывает нужду в поиске ценностей».
Если внимательно присмотреться, то Юнг связывает представление о «женском» и «мужском» с стремлением к совершенству и постоянству, - двух противоположных, но взаимокомпенсирующих психических процессах, проистекающих из противоположных принципов - хаоса и эроса.
Очень легко проследить мифологию Протея и Эйдотеи.
«одержимость анимусом - в этом есть большая доля борьбы за власть ( а доля ли ? или вообще все сводится к этому? )
попытка женщины занять место доминирующего самца. и да проявляются все мужские черты , они становятся обращенные к миру».
Нет, не сводится. Одержимость появляется как психофизический феномен, который рождается из архаического слоя психе, и несет в себе ее качества недифференцированности. Как мы можем говорить о власти? Скорее о инстинктивной потребности рождения, проявления чего-то нового и пугающего сознание своей темностью и неопределенностью. Одержимость, как явление безоценочно, она (одержимость) функционирует как удержание чего-то в чем-то. А вот удерживает она властно до тех пор, пока «удерживаемое» не осознается и не вносится в реестр личностных ценностей.
Что удерживает Анима? Стремление к постоянству в мужчине.
Что удерживает Анимус? Стремление к совершенству в женщине.
Если удержание, сдерживание по каким-либо причинам выходит из под контроля, равновесия, то появляется одержимость, по сути, удержание в квадрате. Процесс наделяется еще большей энергетикой, с одной стороны бессознательного, с другой, сознательной волей.
А, вот, что Юнг писал про одержимость «Анимой/Анимусом»:
«Распознание анимы и анимуса представляется весьма специфической разновидностью опыта, в основном или, по крайней мере, прежде всего составляющей удел психотерапевтов. Тем не менее всякий, кто хоть немного знаком с художественной литературой, без труда может составить себе представление об аниме; ибо она — излюбленный персонаж романов, в особенности к западу от Рейна. Вряд ли тщательное исследование сновидений всегда необходимо. Распознать анимус женщины не просто, поскольку "имя ему легион". Однако каждый, кто в состоянии выдержать ожесточение своих собратьев и не заразиться им, кто в то же время способен подойти к этому ожесточению критически, не может не заметить их одержимость. Правда, более предпочтительно, да и полезно, будет подвергнуть строгому разбору свои же собственные настроения и их переменчивое воздействие на личность. Minimum ценного в том, чтобы знать, когда другой совершает ошибку, гораздо интереснее знать, когда ты сам совершаешь ее ибо тогда появляется возможность как-то ее исправить. То, что мы могли бы исправить в других, как правило, обладает сомнительной полезностью, если вообще хоть что-нибудь дает».
На мой взгляд, архетипическая парочка «Анима/Анимус» в юнгианстве, пожалуй, самая неоднозначная и довольно запутанная интеллектуальная конструкция