Страница 1 из 4

ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 14 июл 2011, 02:44
Vladimir
Изображение

Юнг об инфляции:

«Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения относительно будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие, в конечном итоге, к своему собственному уничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего собственно (sine qua поп) сознания и нет» (CW 12, par. 563; ПА, пар. 563).

и далее...

Большая психическая опасность, всегда связанная с индивидуацией или развитием Самости, заключается в идентификации эго-сознания с Самостью Это приводит к инфляции, угрожающей эго-сознанию распадом> (, The Archetypes and the Collective Unconscious, CW 9i, par 254


Изображение

Хорошей иллюстрацией этого психического феномена является миф о царе Фессалии, Эрисихтоне.


Гимн Деметре
С неизбежными купюрами, приведем вначале миф в той форме, в которой его представил Каллимах в гимне “К Деметре”.

В давнее время не Книда предел, но Дотий священный
Племя пеласгов еще населяло, они посвятили
Рощу богине густую – сквозь листья стреле не пробиться,
Там и сосна возрастала, и статные вязы, и груши,
Там и сладчайшие яблоки зрели, электра яснее,
Там струилась вода из протоков. Не меньше ту рощу,
Чем Элевсин, иль Триоп, иль Энну любила богиня.
Демон благой отошел меж тем от Триопова рода.
И через то Эрисихтон был злым подвигнут советом:
Двадцать служителей он повел с собою, могучих,
Словно Гиганты, способных хоть целый град ниспровергнуть
Их секирами всех ополчил, ополчил топорами –
И предерзких толпа к Деметриной кинулась роще.
Был там тополь огромный, до неба росшее древо.
Тень в полуденный час для игры дарившее нимфам,
Первый принявши удар, печально оно восстенало.
Вот Деметра вняла, как тополь страждет священный,
И промолвила в гневе: “Кто дивные рубит деревья?”
Но попытка Деметры урезонить зарвавшегося
буяна встретила решительный отпор:
“Прочь, – он вскричал, – иль моим топором тебя поражу я!
Что до этих дерев, то они пойдут на укрытье
Для чертога, где радостный пир сотворю я с друзьями!”
Юноша кончил, была записана речь Немесидой.
Гневом вскипела Деметра, мертвые от страха слуги
Прочь пустились бежать, в лесу топоры покидавши,
Их Госпожа отпустила, людей подневольных, не доброй
Волей пришедших сюда, но владыке молвила гневно:
“Так, хорошо, хорошо, о пес, о веселых
Ныне пекися пирах! Предстоит тебе трапез немало”.
Так провещала она, Эрисихтону горе готовя,
В тот же миг он был обуян неистовым гладом,
Жгучим, ярости полным, и злой в нем недуг поселился.
О, злосчастный! Чем больше он ел, тем больше алкал он.
Двадцать слуг подносили еду, а вина – двенадцать.
Ибо гневом пылал Дионис с Деметрой согласно:
Что ненавидит Деметра, всегда Дионис ненавидит.
Дома меж тем запершись, целодневно с утра до ночи
Ел он и ел без конца, но вотще – свирепый желудок
Только ярился сильней, как будто в пучину морскую
Все погружались бесплодно, нимало не пользуя, яства.
Словно снег на Миманте иль воск в сиянии солнца,
Так он таял и таял сильней, пока не остались
Только жилы одни у страдальца, да кожа, да кости.
Но когда от зубов ненасытных все опустело,
На перекрестке дорог уселся царственный отпрыск
Клянча сухие куски и стола чужого отбросы.

ЭРИСИХТОН

Не одного царя скифов, Линха, покарала Деметра, она покарала и царя Фессалии, Эрисихтона. Надменен и нечестив был Эрисихтон, никогда не чтил он богов жертвами. В своей нечестивости он осмелился дерзко оскорбить великую богиню Деметру. Он решил срубить в священной роще Деметры столетний дуб, бывший жилищем дриады, любимицы самой Деметры. Ничто не остановило Эрисихтона.
-- Хотя бы это была не любимица Деметры, а сама богиня, -- воскликнул нечестивец, -- все же срублю я этот дуб!
Эрисихтон вырвал из рук слуги топор и глубоко вонзил его в дерево. Тяжкий стон раздался внутри дуба, и хлынула кровь из его коры. Пораженные стояли перед дубом слуги царя. Один из них осмелился остановить его, но разгневанный Эрисихтон убил слугу, воскликнув:
-- Вот тебе награда за твою покорность богам!
Эрисихтон срубил столетний дуб. С шумом, подобным стону, упал дуб на землю, и умерла жившая в нем дриада.
Надев темные одежды, дриады священной рощи пришли к богине Деметре и молили ее покарать Эрисихтона, убившего их дорогую подругу. Разгневалась Деметра. Она послала за богиней голода. Посланная ею дриада быстро помчалась на колеснице Деметры, запряженной крылатыми змеями, в Скифию, к горам Кавказа, и там нашла на бесплодной горе богиню голода, с впалыми глазами,
бледную, с растрепанными волосами, с грубой кожей, обтягивавшей одни кости.
Посланная передала волю Деметры богине голода, и та повиновалась велению Деметры.
Явилась богиня голода в дом Эрисихтона и вдохнула ему неутолимый голод, сжигавший все его внутренности. Чем больше ел Эрисихтон, тем сильнее становились муки голода. Все свое состояние истратил он на всевозможные яства, которые только сильнее будили в Эрисихтоне неутолимый, мучительный голод. Наконец, ничего не осталось у Эрисихтона -- лишь одна дочь. Чтобы добыть денег и насытиться, он продал свою дочь в рабство. Но дочь его
получила от бога Посейдона дар принимать любой образ и каждый раз освобождалась от покупавших ее то под видом птицы, то коня, то коровы. Много раз продавал свою дочь Эрисихтон, но мало ему было денег, которые выручал он от этой продажи. Голод мучил его все сильнее и сильнее, все нестерпимее становились его страдания. Наконец, Эрисихтон стал рвать зубами свое тело и погиб в ужасных мучениях.
======================
В земном раю человек не знает избыточных желаний, как и в мифическом золотом веке, описанном Гесиодом. Однако уже в истории с яблоком с древа познания человек открывает в себе одержимость голодом, которого нет у животных. И так, задолго до того, как мы начали говорить о психопатологии, человек «изобрел» булимию. За многие века до возникновения экономики он изобрел инфляцию, потому что завладел ненужными ему излишками, - власть, деньги, материальные ценности - всем, чем обладает Великая Мать - властительница материального мира. Во благо ли?
В мифе об Эрисихтоне, человек (царь) достигая пика власти, впадает в крайне опасную иллюзию вседозволенности, что с точки зрения аналитической психологии, соответствует состоянию эго-инфляции. Такое состояние можно описать как психологическое насилие эго-сознания над реальностью, материей (представленной архетипом Великой матери) с мощным искажением ее, незаконным присвоением Эго, архетипической энергии бессознательного, выходом за пределы человеческих возможностей и идентификацией с ноуменом (Самостью). Эго выступает в роли Гермеса-трикстера, вора, прометеевского антигероя, крадущего божественный огонь, и как Прометей, наказывается одиночеством и телесными страданиями.
Много веков утекло со времен поведанных нам Каллимахом, но "ничто не ново под луною", и современные эрисихтоны "героически" сражаются с Великой Матерью. Кто победит? Не читают древних мудрецов, а зря... :)

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 17 ноя 2012, 16:49
Dmitry V5
а вначале изображением кота в аквариуме что имелось ввиду?
то что индийцы в древности говорили о цветке отражаемом в кристалле?и то что только глупец припишет кристаллу его свойства?

инфляция,да штука заманчивая,вот только заметил я она и крайне убедительная,по жизни.Её лёгкие примеры можно думаю вообразить как идентификация человека с персоной (по месту работы,с рабочим местом),и чем выше инстанция раб.места,тем ньюансы поведения кукол в сием спектакле всё интересней и ярче,но ведь того и требует жизнь,и как бы сознание того не пыталось понять,магия последнего велика.Будет ли древних читать к примеру самодостаточный какой-нибудь успешный,здоровый и уверенный начальник?оно ему надо?он часть системы,за неё выход грозит чем?да для него то плачевно.А если сравнить все системы и иерархии с муравьиным (черт пусть будет улей) государством?так что инфляция есть жизнь,и для системы она жизнь,и для того кто (инфляцировался) тоже,так что гнев Деметры и что еще более интересно подражание ей одного из самых загадочных богов-Диониса,сейчас озадачивает,или же я всё не так понял или еще что хуже :)

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 17 ноя 2012, 18:59
Dmitry V5
Изображение

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 20 ноя 2012, 01:27
Vladimir
«а вначале изображением кота в аквариуме что имелось ввиду?
то что индийцы в древности говорили о цветке отражаемом в кристалле?и то что только глупец припишет кристаллу его свойства?»
Неа, инфляция не только, и не столько вздутие, но более искаженное представление о мире, и о себе в мире. Кривое зеркало, одним словом – выпуклость и впуклость.
Дим, все ты правду пишешь, а так ли живешь? По правде ужос, как сложно ;) Все в мире стремится к искажению. Нет Океана с хроническим штилем, да, и нужен ли такой океан?...

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 09:33
Лямочкин Петя
На перекрестке дорог уселся царственный отпрыск
Клянча сухие куски и стола чужого отбросы.

Какие точные и безнадежные греки. И как гуманен Юнг.

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 10:56
марина*
Dmitry V5 писал(а):.Будет ли древних читать к примеру самодостаточный какой-нибудь успешный,здоровый и уверенный начальник?оно ему надо?он часть системы,за неё выход грозит чем?

.......
будет. :))) вот только "за чем". за тем что бы "объяснить " себе , как он оказался на столь "высоком" месте , ну не за деловые же качества. :))) Потому и "будет" читать древних авторов, будистов, конфуция , лао и его коментаторов, кабалу и иона златауста , ходить к духовнику , психологу и личной ведьме :)))
так что будет , каждый "вычитывает" свое.

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 11:23
Vladimir
"Какие точные и безнадежные греки. И как гуманен Юнг".
Ну, Юнг про инфляцию и гордыню тож очень жестко писал. Видимо собственный опыт кое чему научил... Тот еще Эрисихтон был - прошелся по роще Фрейда...

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 11:31
Vladimir
Угу, на столь "высоком месте". Это называется приобщится к "мудрости", т.с. к живительному источнику Гиппокрена ( в русском варианте - лужица от копыта козленочка)

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 11:42
Лямочкин Петя
И ходе это про гордыню у Юнга?

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 14:14
Vladimir
"И ходе" .... Про гордыню понял "и ходе" - туплю. :?

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 15:20
Лямочкин Петя
И где. Это ходе -где и ходить вкучу.

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 16:28
Dmitry V5
эх,Владимир,так ли живет Димка,как пишет?а пишет иногда как фонтан или пароход,в Гарварде его не понимают,груши им жемляные подавай...Как чувствует сей болван,так наверно и пишет,а жизнь знаешь когда для него началась?с рождением чего то в душе и дата эта важнее чем дата физ.рождения.Жизнь паравоза соответствует его колее,а пар который он испускает той воде.Вот так абстрагировавшис отвечу.

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 21:50
Ольга Н.
«И ходе это про гордыню у Юнга?»
==============================================================================================
1. Отношения сознания и бессознательного не стабильные и не устойчивые, это непрерывный взаимообмен и постоянное смещение содержаний . Чем более многочисленны и значительны бессознательные содержания, ассимилированные в Эго, тем сильнее Эго приближается к Самости, даже если такое приближение будет составлять бесконечный процесс. Это часто приводит к инфляции Эго, если не провести критическую демаркационную линию между ним и фигурами бессознательного. Но подобный акт разграничения дает практические результаты, только если удается установить разумные границы Эго и вместе с тем предоставить бессознательным фигурам - Самости, Аниме, Анимусу и Тени - относительную автономность и права реальности.

2. Познания, полученные в ходе самоанализа, часто бывают мучительными. Человек может почувствовать себя прикованным к утесу Прометеем или неким распятым. Чересчур удрученные собой, такие люди склонны сомневаться на свой счет во всем и уже не видеть в себе ничего истинного. Чем больше такой человек съеживается, тем больше в нем растут тайные претензии на понимание и признание. Даже говоря о своей неполноценности, он, в сущности, все-таки в нее не верит. Внутри его переполняет упрямая убежденность в своей непризнанной значительности. Он становится чувствительным даже к самым легким проявлениям неодобрения и принимает вид неправильного понятого и обиженного в своих справедливых притязаниях.
Другая крайность в осмыслении бессознательных содержаний приводит к ощущению превосходства, и человек кидается применить эти познания к своему окружению, с готовностью навязывая подобные операции другим. Им владеет такое чувство, будто он – обладатель ключа, открывающего все двери. Обе крайности говорят о неопределенности в отношении своих границ. Индивидуальный масштаб, который и раньше был не совсем четким, теперь еще больше расплылся.

3. Подлинной психической катастрофой следует считать случай, когда Эго ассимилируется с Самостью. Образ целостности тогда остается в бессознательном, так что он, с одной стороны, разделяет архаическую природу бессознательного, а с другой, попадает в психически релятивизированный пространственно-временной континуум, характерный для бессознательного как такового. Оба эти качества имеют свойство нуминозности, а потому оказывают неограниченное действие на Эго-сознание. Бессознательные содержания берут верх и вызывают ослепляющие искажения, делая недействительными нас самих.
Может показаться излишним тратить время на непрерывные разговоры о постоянно утверждаемой разнице между становлением сознания и явлением Самости. Но я снова и снова отмечаю, что процесс индивидуации смешивается с приходом Эго в сознание и что, вследствие этого, Эго идентифицируется с Самостью, что, естественно, вызывает безнадежную концептуальную запутанность.
На некоторых средневековых изображениях Христа распинают на кресте его собственные добродетели.
Индивидуация представляет тогда всего лишь Эго-центрированность и аутоэротизм. Однако Самость заключает в себе бесконечно больше, чем просто эго.

4. Растворение Эго в Самости и идентификация с ней вызывает рост этакого смутного супермена с вздымающимся Эго и обесцененной Самостью.
Любой перегиб «Я» - следствие перегиба бессознательного. Необходимо изменить свою установку и таким образом не дать себе наивно впасть в архетип, чтобы затем по принуждению бессознательного играть некую роль за счет своей человечности. Когда я говорю о провоцировании бессознательного, я имею в виду нечто вроде психического нарушения диеты, неправильную установку, которую необходимо изменить.
Функциональное значение Самости проявляется только тогда, когда она может действовать компенсаторно по отношению к Эго-сознанию.

5.Позиция Эго должна считаться равноценной контрпозиции бессознательного, и наоборот.
Эго сохраняет свою целостность, только если оно не идентифицирует себя с одной из противоположностей, и если понимает, как поддерживать баланс между ними. Последнее возможно только в случае осознания обеих противоположностей одновременно.
Осознанная целостность состоит из успешного союза Эго и Самости, так что оба сохраняют свои внутренние качества. Если вместо этого союза Самость превосходит по силе Эго, тогда она также не достигает необходимой формы, а остается зафиксированной на примитивном уровне и может выражаться только через архаические символы.
(Из работ Юнга «"Концепция коллективного бессознательного", "Ответ Иову", "О природе психе", "Нераскрытая самость ".)

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 21:58
Vladimir
Вот тебе Ольга все до кучи выдала. Еще? :)

Re: ИНФЛЯЦИЯ

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 21:59
Vladimir
Дим, ты про паровоз сурьёзно? :?