В поисках причин зависти.

О психологии и юнгианстве

В поисках причин зависти.

Сообщение Мария » 01 авг 2012, 12:49

Здравствуйте, Уважаемые!
По неким достаточно личным причинам имею академический интерес к причинам возникновения зависти.
Механизмы работы зависти мне достаточно понятны. Она (зависть) может быть разных цветов: белая двигает в сторону расширения жизненного опыта и является типа конструктивной, черная (она же зеленая?) патологична, как правило, неосознаваема и двигает в направлении разрушения того хорошего, что есть у другого и что ты себе по различным причинам не можешь позволить себе иметь.
"Вот, у соседа дачка сгорела - казалось бы, какое мое мое дело? Пустячок, а приятно."

А непонятны мне причины. по которым человек живет в формате патологической зависти, не осознавая ее.
Когда злость обрушивается на близких и есть только одна задача - убить живое в другом, чтобы он растворился в тебе, стал частью тебя.
То, что толкает на подобное поведение - зависть (предвидя ваши возражения - не только зависть). Зависть к тому, что другой почему-то имеет право быть живым. И ты старательно пытаешься затоптать все живое, что есть в нем.

Вот что может быть в раннем опыте человека, что толкает на патологическую зависть?
Аватара пользователя
Мария
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 21 июл 2011, 13:48
Откуда: Екатеринбург

Re: В поисках причин зависти.

Сообщение Мария » 01 авг 2012, 15:06

Покопавшись в литературе просторов сети, нашла любопытную лекцию о психологии зависти У. Лукана (для любопытных текст здесь http://www.indpsy.ru/2010-07-22-11-03-4 ... 2-12-01-03).
Так вот, в качестве механизма возникновения зависти Лукан приводит следующую схему, реализуемую в раннем опыте: "первичная потребность – дефицит – подавление желания – проекция – снова появление этого желания – попытка инкорпорировать предмет потребности, т.е. получить часть этого чувства от другого - неудача – зависть".
На мой взгляд, самым проблемным местом является переход от попытки инкорпорировать (фактически компенсационной попытки) к неудаче.
В качестве альтернативы ведь могут реализовываться совершенно различные сценарии от ухода из реальности до креативности. И не все обречены на неудачу.

Может, тогда зависть, как ощущение бессилия и ненависти, это просто вопль об экзистенциональной невозможности себя?
И оттуда же: "Зависть - это когда ты уже что-то потерял".
Аватара пользователя
Мария
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 21 июл 2011, 13:48
Откуда: Екатеринбург

Re: В поисках причин зависти.

Сообщение марина* » 02 авг 2012, 10:31

С интересом прочитала лекцию....
НО
Мария писал(а):По неким достаточно личным причинам

имхо ....зависть не есть вещь существительна , она "прилагательна" ( по терминологии Митрофанушки) , она
п р и л а г а е т с я
к неким отношениям .
Часть комплекса.
Зависть как уравниватель , согласна .
Но......
Мария писал(а):убить живое в другом, чтобы он растворился в тебе, стал частью тебя.
......это может быть и подавление , и дело может оказаться не в зависти а в желании навязать свой сценарий отношений.
И елс и я правильно вас прочитала , то ваши
Мария писал(а):личным причинам
располагаются в вашем семейном кругу
Мария писал(а):злость обрушивается на близких

А так же
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: В поисках причин зависти.

Сообщение Мария » 02 авг 2012, 18:43

дело может оказаться не в зависти а в желании навязать свой сценарий отношений.

Проблема, на мой взгляд как раз в том, что именно зависть вынуждает человека навязывать свой сценарий. И в данном конкретном случае я не путаю причинно-следственную связь.
И поскольку каузальной первопричиной, на мой профанский взгляд, является именно зависть - я испытываю к ее возникновению чисто академический интерес.
Интересны предположения, мифология, ортодоксальный и креативный взгляды.
Спасибо.
Аватара пользователя
Мария
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 21 июл 2011, 13:48
Откуда: Екатеринбург

Re: В поисках причин зависти.

Сообщение марина* » 03 авг 2012, 09:29

понятно... то есть мое мнение о том что у связки "зависть" две стороны как у любой палки ...не особо интересно :))?
и ... мой интерес к тому "как " вы попали в эту связку , каковы перспективы у вас лично попадать в дальнейшем в такие же связки в дальнейшем ... не особо интересны , потому как это и в самом деле очень личное ...
лучше академически :)) , отстраненно :)) , где-то , как-то в мифе ... но не с вами ? :))
Я вас правильно поняла ? :)
к стати на счет причино -следственных всязей я не спорю . А собственно я к ним ...равнодушна по двум причинам
1) этот процесс возникновения произошол в жизни ...другого человека , и не хорошо вмешиваться в чужое, а главное не эффективно
2) это все в прошлом , а я предлагаю посмотреть в...будущеее , в свое собственное будущее в контестке схожившихся отношений и возможных исходов : 1 что вы приобретете "проиграв" ,2 что вы утратите "победив"...
...................................................
о попадании в связку "зависть" . В лекции есть простой и ясный пример с королем, соседом и золотой посудой :))))
если мне не хотят простить наличие "золотой " плошки , то следовательтено меня не считают королем , а считатют соседом .
А счего бы это ? и вопрос номер два : а кем я считаю себя ? королем или соседом ?
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: В поисках причин зависти.

Сообщение Vladimir » 03 авг 2012, 15:40

Как утверждают древние источники от брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь. Дети Стикс особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют.
Зависть • дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.
Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.
Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.
Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.
Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.
Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы не чураются временами использовать ее в своих целях. Так, помощью Зависти воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед грозной дочерью Зевса Аглавры.
Хотя в представлениях д.греков Зависть и выглядит довольно устойчивым образом, видимо как Страх, Ужас, Голод, Вина, Стыд, и.т.д. невозможно персонифицировать. И кажется, что все базовые чувства можно обозначит демонами/даймонами.
Действительно, Зависть всегда прилагаема к объекту. Нет объекта зависти, нет и Зависти, как таковой.
Я бы, в «поисках истоков» начал с такой устойчивой парадигмы, как «зависть богов».
«Божество, позволив человеку вкусить сладости жизни, оказывается при этом завистливым». Геродот
Что есть «сладость жизни» в представлении Геродота, нам не узнать. Скорее всего, он имел в виду представление человека о счастье. У божественного, как Целого всегда «под рукой» часть. «Божественное» имеет привилегию быть одновременно и частью и целым, т.е. с-часть (сливым, слитным) (не правда ли напоминает концепцию Самости?).
Иногда боги (по своей воле!) наделяют человека даром (возможность вочеловечится). Тут то, и происходит конфликт между божественным и человеческим. Если человек дар воспринимает как свою собственность (гордыня), то с точки зрения богов он крадет дар за что и должен быть наказан (Ниоба, Арахна и.т.д.)
«Богу богово, кесарю кесарево». Если эта заповедь не нарушается, Зависть дремлет в своем гроте.
Зависть появляется при любом неравенстве (часто отождествляют зависть с ревностью, которая предполагает равенство ценностей в отношениях, и в этом смысле ревность и зависть имеют одни корни). Человек не равен богу, так же как и бог не равен человеку. Это неравенство порождает конфликт. Бог не может стать человеком (но подобием его), так же как и человек богом (но подобием его).
Вот пример:
У хадза (африканское племя охотников-собирателей), явно выраженного чувства зависти нет, по крайней мере в том плане, в котором мы привыкли это понимать. Возможно, у них существуют культурно-специфические механизмы, которые эту зависть подавляют, может быть она исходно была, но никак не проявляется. Правда, у них отчетливо выражены механизмы уравнивания: в этом обществе все примерно равны, равноправны и должны делиться ценными ресурсами с соплеменниками. Собственно зависть коррелирует с наличием производящего хозяйства или избытка чего-либо, когда можно этот избыток аккумулировать для себя и таким образом появляется какое-то расслоение. Когда все равны – нечему завидовать.
У хадза – эгалитарная система, у них отсутствует социальное расслоение… До недавнего времени считалось, что у хадза даже нет лидеров как таковых, все абсолютно равны. Хадза говорят: «У нас есть лидер, вот с ним переговоры и ведите. Если он разрешит вам здесь быть, то пожалуйста, если нет – извините». Это уже говорит о том, что иерархия у них всё-таки есть. Но то что они подавляют дифференциацию – это совершенно очевидно. Что у них нет собственности в нашем понимании – это тоже очевидно. У них есть очень мелкие предметы, типа украшений, которые им подарили, какой-то элементарной одежды, которую они сами носят. Всё остальное – общее. Нечему завидовать.
Не правда ли напоминает коммунизм? В связи с этим не лишне вспомнить Аристофана. Дискредитация концепции «зависти богов» происходит лишь после того, как он ее высмеял в комедии «Плутос». На вопрос старика земледельца Хремила, почему ослеп Плутос, бог богатства отвечает:
Зевс ослепил меня, всем вам завидуя.
Ребенком я однажды пригрозил ему,
Что посещать я стану только праведных,
Разумных, честных: он и ослепил меня,
Чтоб никого из них я различать не мог.
Настолько людям честным он завидует!
Зависть Верховного бога честным людям! Какой драматический поворот!
Богатство (если не ассоциировать его с материальными благами) предполагает близость к богу, его благоволение. В этом смысле бог наделяет даром человека, а тот по своему волению (которое так же является божественным даром) волен распоряжаться им «по- честному».
Казалось бы, нечему завидовать, но выходит, что бог не доверяет (вот еще одно чувство) человеку. Он не верит в честность человека, он «подозревает», что тот распорядится его даром не во благо свое и бога, т.е попытка вочеловечивания может окончится провалом!
Ревностно следит бог за обладателем его дара, и если дар расходуется не по его сценарию, наказание следует незамедлительно.
Слово зависть происходит от ви́деть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также за́висть — лат. invidiа.
Чей глаз? Надо полагать «всевидящее божественное око».
Достаточно вспомнить, как Геракл «выбывает» из рядов аргонавтов в виду явного превосходства над соплеменниками, или Ахилл «самоустраняется» от войны с троянцами.
«Превосходных» , т.е. наделенных божественным даром «простые смертные» не терпят (вот еще одно чувство сопутствующее зависти).
Существовал институт остракизма (изгнания) особо одаренных из общества. На одаренных навешивались все мыслимые и не мыслимые грехи (тому примеров тьма от Сократа, до Сахарова), т.н. психология «козла отпущения». Зависть спустилась с олимпийских высот и вошла в человеческий мир, мир человеческих отношений.
Нет ни «белой», ни «черной», ни «серобурмалиновой» зависти. Есть отношение к неравенству, которое "базируется" на индивидуальных чувствах, определяющих ценность и соотнесенность ее (ценности) с личностностью (богу богово..)
На примитивом уровне Зависть хозяйничает в мире вещей и денег, на более «высокой ступени» - в мире интеллекта, и искусства.
Завидовать это видеть недостижимое и страстно желать этого, не имея на то права от рождения своего. Сальери тому яркий пример. Кстати, Пушкин вначале эту маленькую трагедию хотел назвать просто «Зависть».
Видимо, мы никогда не доберемся до "истоков причин зависти"... ведь она живет в глубокой норе. ;)
Хотя, я назвал одну - неравенство.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань


Вернуться в Юнгианство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron