Как утверждают древние источники от брака с Паллантом Стикс родила Зависть (Ревность, Рвение), Нике (Победа), Силу (Власть) и Мощь. Дети Стикс особенно дороги Зевсу, так как они всегда ему сопутствуют.
Зависть • дочь океаниды Стикс и Палланта - сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру - крылатую и ясноокую Победу.
Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.
Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда на проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.
Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.
Когда она покидает свою зловонную пещеру, чтобы сотворить очередную гадость людям, везде, где она проходит, вянут цветы и желтеет трава, а по округам разносится смрад от ее дыхания.
Несмотря на всю отвратительность богини, олимпийцы не чураются временами использовать ее в своих целях. Так, помощью Зависти воспользовалась однажды Афина, приказав той отравить ядом зависти сердце провинившейся перед грозной дочерью Зевса Аглавры.
Хотя в представлениях д.греков Зависть и выглядит довольно устойчивым образом, видимо как Страх, Ужас, Голод, Вина, Стыд, и.т.д. невозможно персонифицировать. И кажется, что все базовые чувства можно обозначит демонами/даймонами.
Действительно, Зависть всегда прилагаема к объекту. Нет объекта зависти, нет и Зависти, как таковой.
Я бы, в «поисках истоков» начал с такой устойчивой парадигмы, как «зависть богов».
«Божество, позволив человеку вкусить сладости жизни, оказывается при этом завистливым». Геродот
Что есть «сладость жизни» в представлении Геродота, нам не узнать. Скорее всего, он имел в виду представление человека о счастье. У божественного, как Целого всегда «под рукой» часть. «Божественное» имеет привилегию быть одновременно и частью и целым, т.е. с-часть (сливым, слитным) (не правда ли напоминает концепцию Самости?).
Иногда боги (по своей воле!) наделяют человека даром (возможность вочеловечится). Тут то, и происходит конфликт между божественным и человеческим. Если человек дар воспринимает как свою собственность (гордыня), то с точки зрения богов он крадет дар за что и должен быть наказан (Ниоба, Арахна и.т.д.)
«Богу богово, кесарю кесарево». Если эта заповедь не нарушается, Зависть дремлет в своем гроте.
Зависть появляется при любом неравенстве (часто отождествляют зависть с ревностью, которая предполагает равенство ценностей в отношениях, и в этом смысле ревность и зависть имеют одни корни). Человек не равен богу, так же как и бог не равен человеку. Это неравенство порождает конфликт. Бог не может стать человеком (но подобием его), так же как и человек богом (но подобием его).
Вот пример:
У хадза (африканское племя охотников-собирателей), явно выраженного чувства зависти нет, по крайней мере в том плане, в котором мы привыкли это понимать. Возможно, у них существуют культурно-специфические механизмы, которые эту зависть подавляют, может быть она исходно была, но никак не проявляется. Правда, у них отчетливо выражены механизмы уравнивания: в этом обществе все примерно равны, равноправны и должны делиться ценными ресурсами с соплеменниками. Собственно зависть коррелирует с наличием производящего хозяйства или избытка чего-либо, когда можно этот избыток аккумулировать для себя и таким образом появляется какое-то расслоение. Когда все равны – нечему завидовать.
У хадза – эгалитарная система, у них отсутствует социальное расслоение… До недавнего времени считалось, что у хадза даже нет лидеров как таковых, все абсолютно равны. Хадза говорят: «У нас есть лидер, вот с ним переговоры и ведите. Если он разрешит вам здесь быть, то пожалуйста, если нет – извините». Это уже говорит о том, что иерархия у них всё-таки есть. Но то что они подавляют дифференциацию – это совершенно очевидно. Что у них нет собственности в нашем понимании – это тоже очевидно. У них есть очень мелкие предметы, типа украшений, которые им подарили, какой-то элементарной одежды, которую они сами носят. Всё остальное – общее. Нечему завидовать.
Не правда ли напоминает коммунизм? В связи с этим не лишне вспомнить Аристофана. Дискредитация концепции «зависти богов» происходит лишь после того, как он ее высмеял в комедии «Плутос». На вопрос старика земледельца Хремила, почему ослеп Плутос, бог богатства отвечает:
Зевс ослепил меня, всем вам завидуя.
Ребенком я однажды пригрозил ему,
Что посещать я стану только праведных,
Разумных, честных: он и ослепил меня,
Чтоб никого из них я различать не мог.
Настолько людям честным он завидует!
Зависть Верховного бога честным людям! Какой драматический поворот!
Богатство (если не ассоциировать его с материальными благами) предполагает близость к богу, его благоволение. В этом смысле бог наделяет даром человека, а тот по своему волению (которое так же является божественным даром) волен распоряжаться им «по- честному».
Казалось бы, нечему завидовать, но выходит, что бог не доверяет (вот еще одно чувство) человеку. Он не верит в честность человека, он «подозревает», что тот распорядится его даром не во благо свое и бога, т.е попытка вочеловечивания может окончится провалом!
Ревностно следит бог за обладателем его дара, и если дар расходуется не по его сценарию, наказание следует незамедлительно.
Слово зависть происходит от ви́деть; основано, вероятно, на представлении о дурном глазе. Ср. лат. invideō, а также за́висть — лат. invidiа.
Чей глаз? Надо полагать «всевидящее божественное око».
Достаточно вспомнить, как Геракл «выбывает» из рядов аргонавтов в виду явного превосходства над соплеменниками, или Ахилл «самоустраняется» от войны с троянцами.
«Превосходных» , т.е. наделенных божественным даром «простые смертные» не терпят (вот еще одно чувство сопутствующее зависти).
Существовал институт остракизма (изгнания) особо одаренных из общества. На одаренных навешивались все мыслимые и не мыслимые грехи (тому примеров тьма от Сократа, до Сахарова), т.н. психология «козла отпущения». Зависть спустилась с олимпийских высот и вошла в человеческий мир, мир человеческих отношений.
Нет ни «белой», ни «черной», ни «серобурмалиновой» зависти. Есть отношение к неравенству, которое "базируется" на индивидуальных чувствах, определяющих ценность и соотнесенность ее (ценности) с личностностью (богу богово..)
На примитивом уровне Зависть хозяйничает в мире вещей и денег, на более «высокой ступени» - в мире интеллекта, и искусства.
Завидовать это видеть недостижимое и страстно желать этого, не имея на то права от рождения своего. Сальери тому яркий пример. Кстати, Пушкин вначале эту маленькую трагедию хотел назвать просто «Зависть».
Видимо, мы никогда не доберемся до "истоков причин зависти"... ведь она живет в глубокой норе.
Хотя, я назвал одну - неравенство.