Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Символическое в сновидениях, мифах, сказках, легендах, в рисунках, в повседневности... (интерпретации, амплификации)

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 14 сен 2011, 20:44

Это как "скупой рыцарь"- с одной стороны скупой, с другой все же рыцарь :) Вот Пушкин, любитель парадоксов и эклектики. От щедрот в альбомчики писал, цыганам швырял рублевки, а сам последнюю копейку считал, жадничал, на спичках и свечах экономил.. ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 15 сен 2011, 05:39

Ириш, да я тоже не хочу спорить. Это мы так… просто обмениваемся своими приоритетами. Я знаю за собой, энергетика моего письменного текста иногда воспринимается, как выпад. Видит бог, это не так. Я ценю толерантность и не отношусь к людям, которые считают, что все должны думать так же, как они. Поэтому и написала – «может, я драматизирую».
Спасибо за Пушкина, прекрасный отрывок. Но всё-таки Чарскому импровизатор «опротивел», и он «поспешил его оставить, чтобы не совсем утратить чувство восхищения, произведенное в нем блестящим импровизатором».
=====================================================================================================

"Это как "скупой рыцарь"- с одной стороны скупой, с другой все же рыцарь".

Не, Пушкин был щедрый рыцарь. Посылал деньги (которых сроду не было) через друзей - другим друзьям и просил не говорить, что это от него. (Об этом в его письмах) А вот Фет с его ажурной, воздушной поэзией был очень даже прижимистый. Как-то играли в карты Фет и Л. Толстой. Купюра упала, и, нарушая кодекс дворянской карточной игры, Фет полез за ней под стол. Лев Николаевич поджег другую банкноту и спросил: «Посветить»?

«Формирование индивидуального вкуса, также можно отнести к гастрономической метафоре».

Это типа: лубок – кукуруза, попса – килька в томате, Веничка Ерофеев – водка с селедочкой, Набоков – черная икра, Вертинский – омары, ну а Пруст, естественно, - пирожное «Мадлен». А Фёдор Михайлович?..
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 15 сен 2011, 11:24

А вот про Федора Михайловича так сразу и не скажешь.. Он ведь не отдавал предпочтение чему -либо, и быстро раскланивался каждому блюду, которое его притягивало. Было одно предпочтение - человек, но как-то к гастрономии это не отнесешь, прям Ганибал-Лектор, тока в русском варианте - самоед :)
Я, канешна, писал не в прямом смысле о вкусе, сводя его к гастрономии (хотя и это сравнение интересно). Вкус в более широком смысле, как избирательность. Индивидуальный вкус - это такая психологическая заморока!

"Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность". А.С. Пушкин
Интересное замечание. Вон ведь как, оказывается желудком можно чувствовать :)
Про "щедрость" Пушкина можно порассуждать. В письмах очень много пассажей за которыми прослеживается его страх перед нищетой, я уже не говорю о том, что он болезненно воспринимал критику в свой адрес, хотя и писал:
"Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не cтрашась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца".
И тут же...
"Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже!"
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 15 сен 2011, 17:03

И еще...
"Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей". ("Евг.Онегин")

И вот это...
"Друзья, прекрасен наш союз,
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен".... (19 октября 1825г.)
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 15 сен 2011, 17:11

Я чё про гастрономию заговорил? В последнее время увлекся готовкой разных блюд, и открыл в себе новые способности и интересы (вот уж не ждал этого, с этой стороны, всю жизнь считал, что не умею готовить) :D Жаль, что не могу сам поесть все эйто богайство вкуса, низя... :cry:
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 15 сен 2011, 18:19

Володь, да святое дело.Это вообще очень трогательно, когда мужчина готовит (если он не профес. повар). У меня девицы, к стыду, вообще ничего делать не умеют. Полина по телефону звонит:
-Чё первым в суп бросать - картошку или вермишель?
-Ну подумай, - озадачиваю её я.
- Вермишель, наверное...

А вот сын обалденно готовит.Я и сама люблю готовить. Как-нибудь встренемся, я тебя очень вкусно накормлю. Заказывай диетические блюда, в них тоже можно изголяться.
=============================================================================================

Смотрите, что случайно увидела в инете. Так бы фик с ним, но к репликам нашим имеет отношение. Очень выразительная иллюстрация нашего времени.
"Пусть первый напишет комментарий к тест-драйву тот, кто в гольф-классе найдет машину лучше Golf. Golf VI по-прежнему "печка", от которой "танцуют" конкуренты. Фауст, Мефистофель, Гете. Ницше и сверхчеловек – вся мысль сумрачного немецкого гения сосредоточена в VW Golf VI. Всю правильность и точность, дотошность немцев – искать в Volkswagen. Проверьте сами тест-драйвом Golf.
Почему весь мир бьется уже 30 лет – а Golf по-прежнему король? Почитайте любой тест-драйв любого журналиста любой страны: "квадратиш, практиш, жесткая подвеска, гуд". Идеал. Но всегда остается рубеж последний. Тот бастион, который держит французский автопром.
"Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты…"
Да! Golf – синоним скуки! Не удивляйтесь, если на работу начнете вовремя приходить – после покупки Golf. Трезвый расчет, ни огня, ни страсти. Ничего. С 9 до 18 по будним дням, приступ пятничного алкоголизма выходного дня, субботу-воскресенье поиском себя занять – как бы понедельник утром не проспать. Поэтому и бегут покупатели к "французам", повторяя Гете на ходу:
"Отныне с головой нырну
В страстей клокочущих горнило,
Со всей безудержностью пыла
В пучину их, на глубину!
В горячку времени стремглав!
В разгар случайностей с разбегу!
В живую боль, в живую негу…"

Как-то в Варином классе делала фильм про детей, в классе 4-ом,брала у них интервью. Один мальчик, который, к слову, естественно, собирается в экономисты, мальчик по мозгам очень умный, намного выше среднего, на вопрос, о чем он мечтает, сказал: "Мечтаю выкупить у Абрамовича СибНефть".
Я про эту СибНефть тогда в первый раз и услышала - от десятилетнего мальчика.
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 15 сен 2011, 18:53

Тока недавно на прогулке думал, что немцы очень ДОБРОТНО делают механизмы. У них каждый Фауст чтобы к Елене пробраться такую алхимию должен пройти. А они даже водку пить не умеют. Какие уж души порывы под пиво с сосиской... Добротные они, но от этой добротности до доброты... Отдельного немца, наверное можно полюбить, а вот немцев... :roll:
И в футбол они играют добротно, но скучно. Это все, наверное от холодного климата, энергию понапрасну не расходуют ;) Хотя в России тож не жарко. И Лютер у них справедливый, и философия правильная, и поэзия, музыка патетическая...
Вот уж у кого - "а вместо сердца пламенный мотор..." :)
"Если и есть в России европеец, то это - наше правительство". А.С. Пушкин ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Света » 15 сен 2011, 23:40

А я думала, что аналитики только книги серьезные читают, а они даже обеды готовят :D
Света
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 06 сен 2011, 16:13

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 16 сен 2011, 00:18

А я вот, Свет, была приятно удивлена. что аналитики НА ПРОГУЛКЕ думают ... о немцах. Вот такие они, аналитики!
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 16 сен 2011, 02:37

«Индивидуальный вкус - это такая психологическая заморока!»

У Канта есть работа «Критика способности суждения». Если пересказать её простыми словами, то суть вот в чем. В восприятии прекрасного в философии всегда все споры велись вокруг индивидуальных предпочтений, как бы философы ни пытались своим размышлениям придать статус объективной истины. Кант был первым, кто поставил вопрос несколько иначе. (Забегая вперед, скажу, что на его размышлениях собственно и родилась эстетика как наука, как попытка поиска неких критериев в оценке произведений искусства.) Вопрос Кант сформулировал очень просто: что первично в восприятии прекрасного – ОЦЕНКА или ВКУС. Ответ его был неожиданным и парадоксальным – оценка. То есть, по Канту, чтобы глубоко понять и прочувствовать явление искусства, необходимо обладать набором критериев и оценок, которые само же искусство в процессе интуитивного поиска в отражении действительности и создало.
Чтобы была понятна эта замудрячая мысль, вспомните, как развивался ваш собственный вкус – от, например, Жуль Верна через Ремарка к Достоевскому. Можно не обладать теоретическим знанием этих критериев, но интуитивно, через чувственное погружение довольно быстро начинаешь отличать Достоевского от Коэльо. То есть после Достоевского, Толстого, Т.Манна и пр. Коэльо читать не только не захочешь, но и не сможешь. А после Агаты Кристи – Устинову и Маринину. Но и вкус индивидуальный никуда не девается. Но нелюбовь, например, к Чехову Ахматовой и Марьиванны – это две разных нелюбви, Между их нелюбовью – их вкусом – дистанция огромного размера. Развитый вкус – это, действительно, психические заморочки. Примитивный вкус не заморачивается, хавает сериалы и счастлив. Я это называю «Ударим пробегом по архетипам».
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 16 сен 2011, 17:11

Я так, про Юнга вспомнил... Все же оценка это функция чувств, а вкус, хотя мы и вкладываем в это представление более широкий смысл, все же принадлежит к функции ощущения. Не думаю, что Кант был чувствующим типом, возможно по-этому он пытался осмыслить чувственный аспект прекрасного.
"Прекрасное должно быть величаво" А.С.
Вот про индивидуальный вкус, действительно, заморока. Меня терзают смутные сомнения - эта штука врожденная или благоприобретенная? :)
Вот еще немного А.С. "Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". Я бы осмелился добавить "и забавная". ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение марина* » 16 сен 2011, 17:22

Но нелюбовь, например, к Чехову Ахматовой и Марьиванны – это две разных нелюбви, Между их нелюбовью – их вкусом – дистанция огромного размера.
===================================================
не поспоришь .
но вот вопрос : я понимаю эту дистанцию, а Ахматова ? Ей можно ..... осознавать эту дистанцию? .... Или для полноты картины величия гениальной личности , Ахматова не должна этого понимать и должна да же капельку стесняться ?
а не имею ввиду конкретную историческую личность , я о.... наших бсс запросах к образу гениальной личности .... такое невысказанное требование скромности .
так ли уж дурственно испытывать презрение ?... когда мы( а мы далеко не марьванны) разрешаем себе понимать свой уровень? .... осознается ли нами ценность себя/неценность марьванны ( по скольку это вещи неразделимые) .... или запихнуто в дальний угол бсс.... что само по себе не безопасно ...легитимность этого чувства, испытывать его " на законных основаниях" .... это раз
Два - это толерантность ....если ты толерантный , но можешь ли ты осознавать " дистанцию огромного размера " ... то есть принимать , но видеть разницу.... наша толерантность /душевность/умение прощать не является ли .... вынужденным ? ....сами в этом нуждаемся...
марина*
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 08 ноя 2010, 13:59

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Vladimir » 16 сен 2011, 17:48

Да, интересно, а что Ахматова, собственно, имела против Чехова? И до какой степени осознавала свою нелюбовь? Тут простой констатацией проекции тени не ограничишься... Масштабы не те ;)
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 17 сен 2011, 07:05

Материал - просто кладезь для аналитков, как мне кажется.Причем, не только по поводу нелюбви Ахматовой к Чехову.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Александр Кушнер
«О нелюбви Ахматовой к Чехову рассказали многие мемуаристы, этой теме посвятил Лев Лосев статью, в которой справедливо заметил, что относилась она к Чехову даже не равнодушно, а "с отрицательной агрессивностью". Объяснений этому феномену Лосев не находит: Он пишет: "Неприязнь Ахматовой к Чехову, при их несомненном литературном сродстве, иррациональна, загадочна, и все гипотетические объяснения неудовлетворительны". Остается разве что, согласно теории Харольда Блума, объяснить эту неприязнь "неврозом влияния": "По Блуму, - говорит Лосев, - все великие поэты страдают "неврозом влияния", и первейший симптом этого невроза - отталкивание от источника влияния, т.е от непосредственного предшественника".
===================================================================================
Евгений Никифоров
« Ахматовой не нравилось, как Чехов изображал художников, она говорила: «По-видимому, Чехов невольно шел навстречу вкусам своих читателей - фельдшериц, учительниц, - а им хотелось непременно видеть в художниках бездельников».
Как всякий неординарный человек, Ахматова в своих убеждениях и пристрастиях не всегда шла вслед за логикой и не требовала от себя последовательности в суждениях. Конечно же, читателями Чехова на переломе веков были не одни только «фельдшерицы» и «учительницы».
«Прежде всего, - говорила она, - я не люблю его драматургию. Я не люблю его потому, что все люди у него жалкие, не знающие подвига. И положение у всех безвыходное. Я не люблю такой литературы. Я понимаю, что эти черты чеховского творчества обусловлены временем, но всё равно - не люблю».
Л. К. Чуковская, в отличие от Ахматовой Чехова любившая, пыталась хоть частично оправдать и объяснить поэтессу: «…нелюбовь Анны Андреевны к Чехову - это у неё не своё, личное, ахматовское, а, я подозреваю, «цеховое», акмеистическое, что-то от неведомого мне и уже непонятного знамени определённого поколения и круга людей искусства».
Русская интеллигенция не могла простить Чехову нелицеприятных обвинений в том, что не только «царские сатрапы», жандармы и «прокуроры» виноваты в ужасах каторги, а «все мы», как настоятельно подчёркивал он. Об это нелицеприятно писала Л. Гинзбург: «Кающееся дворянство заглаживало первородный грех власти; кающаяся интеллигенция – первородный грех образования. Никакие бедствия, никакой опыт, никакой душевный холод не могут снять до конца этот след».
Чехов стал тем зеркалом, на которое, по пословице, неча пенять, коли рожа крива. Удивительно только то, что Анна Ахматова, пострадавшая от новой власти, как говорится, по полной программе, не смогла найти в себе силы (или прозорливости?), чтобы избыть в себе эту давнюю интеллигентскую инерцию и признать правоту Чехова.
=================================================================================================================
Игорь Лосиевский
«Ахматовские отзывы о личности и творчестве Антона Павловича Чехова звучат как приговор. Судите сами.
"Чехов и стихи несовместимы" (запись Н.Ильиной).
"Чехов противопоказан поэзии (как, впрочем, и она ему). Я не верю людям, которые говорят, что любят и Чехова, и поэзию. В любой его вещи есть "колониальные товары", духота лавки, с поэзией несовместимая. Герои у него скучные, пошлые, провинциальные. Скажут, такова была жизнь, но у Толстого почему-то та же жизнь - другая, и даже третья" (запись А. Наймана).
Английский русист Исайя Берлин вспоминает: "Ахматова говорила мне, что не может понять этого поклонения Чехову: его вселенная однообразно тускла, никогда не сияет солнце, не сверкают мечи, все покрыто ужасающей серой мглой - чеховский мир - это море слякоти с беспомощно увязшими в ней человеческими существами, это пародия на жизнь".
Еще несколько высказываний Ахматовой:
"Рассказ неизвестного человека" - как это фальшиво, искусственно. Разве Чехов знает чиновничество? Высшая петербургская бюрократия - а он из них делает каких-то околоточных из Царево-Кокшайска!... А как он крестьян описывал... Возьмите крестьян у Толстого - вот тот их знал!"
"О "Попрыгунье": "Уж очень это симметричный рассказ. В искусстве симметрия нехороша. Кроме архитектуры. А здесь это уж очень элементарно".
О "Невесте": "...это какая-то болезненная вещь. Все время жажда жить. Жить, жить, жить! Ну что это такое? Человек вовсе не должен быть одержим идеей жизни, это получается само собой. Надя очень жестока, ей никого не жаль, ни матери, ни бабки, только "жить".
И более серьезное обвинение, совсем уж несправедливое: "И Чехов многого не видел. Как-то близоруко смотрел на Россию. Так нельзя - слишком близко, тогда видны только тараканы в щах».
Каковы причины этой очевидной "невстречи"?
Одна из основных причин, полагает А.Г. Найман, - существенные расхождения в оценках природы и роли искусства. Ахматовой было присуще понимание творчества как сверхчувственного явления. Художник обретает способность различать фрагменты "мирового поэтического текста", диктуемого высшей духовной силой. По мнению Анны Андреевны, Чехов, склоняясь к материализму и атеизму, вольно или невольно унизил достоинство "человека искусства". Восприятие этого "диктанта", узнавание подлинника, - по словам Ахматовой, "страшный труд, духовный и физический", на пределе возможностей человека, а Чехов "невольно шел навстречу вкусам своих читателей.
С Ахматовой не соглашался Борис Пастернак, открывший для себя Чехова только в 40-е годы. Он считал, что Чехов - единственный русский писатель, не проповедующий читателю: "Он чистый художник - у него все растворено в искусстве - он наш ответ Флоберу".
У всех на слуху непринятие чеховской драматургии Львом Толстым, а вот Ахматова, преклоняясь перед его гением, разделяя это его отношение к пьесам Чехова, неизменно осуждала Льва Николаевича за отказ от пути "чистого художника", называя его "назойливым проповедником", впавшим в "грех учительства".
Но не все так просто у таких непростых людей, как Ахматова. Сына своего они назвали в честь Толстого: Лев Николаевич Гумилев.
А между тем, быт, изображенный Чеховым, был хорошо знаком Ахматовой по 1890-1900-м годам. Найман в её письмах выявил слой "чеховской стилистики": "Хорошие минуты бывают только тогда, когда все уходят ужинать в кабак...", "Летом Федоров опять целовал меня, клялся, что любит, и от него пахло обедом...", "Денег нет, Тетя пилит. Кузен Демьяновский объясняется в любви каждые 5 минут...", "Мне вдруг захотелось в Петербург, к жизни, к книгам", "Где ваши сестры? Верно, на курсах, о как я им завидую..."
Обо всем этом Анне Андреевне не хотелось вспоминать. "Человеческая память, - писала Ахматова в набросках к мемуарной книге, - устроена так, что она, как прожектор, освещает отдельные моменты, оставляя вокруг неодолимый мрак". И ахматовское замечание о "чахоточной" прозе, надо полагать, имеет личный подтекст. Туберкулез, опустошивший семью Ахматовой, угрожавший и ее жизни, оставил глубокие следы в творчестве поэта: "Умирая, томлюсь о бессмертьи...". "И я, больная, слышу зов, шум крыльев золотых", "Мой румянец жаркий и недужный...". О петербургской весне: "Трудным кашлем, вечерним жаром наградит по заслугам, убьет".
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Re: Меланхолия, немного психологии и прекрасные стихи

Сообщение Ольга Н. » 17 сен 2011, 07:29

Марина, хороший вопрос Вы задали. Отвечу через неделю, как я понимаю, точнее - чувствую... (Уезжаю просто из зоны действия инета, есть и такие.)
Ольга Н.
 
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 20 окт 2009, 03:29

Пред.След.

Вернуться в SIMBOLARIUM. Миф, как жизнь. Жизнь, как миф.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron