Доказано экспериментом: скрипка Страдивари хуже современных
Команда исследователей из Парижского университета опубликовала в январском номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences шокирующее заявление – скрипки великих мастеров "золотого кремонского века" - Страдивари, Гварнери и Амати - совсем не так хороши, как принято о них думать. Этот вывод они сделали на основе "дважды слепого" эксперимента по оценке качества различных скрипок.
В качестве экспертов выступили двадцать опытных скрипачей. Им предложили оценить звучание различных скрипок, среди которых было несколько современных инструментов высокого качества, а также некоторые из шедевров Страдивари и Гварнери. "Двойная слепота" эксперимента сводилась к тому, что во время прослушивания ни экспериментаторы, ни эксперты не знали, на какой именно скрипке исполняется музыкальный отрывок и, разумеется, не видели саму скрипку.
В результате выяснилось, что наиболее высокую оценку экспертов получила современная скрипка, а наиболее низкую – скрипка самого Страдивари. Большинство экспертов также не смогли определить возраст прослушиваемых инструментов.
По мнению экспериментаторов, завышенная музыкальная ценность знаменитых старинных скрипок объясняется неосознанным преклонением перед брендом, исторической ценностью и денежной стоимостью этих музыкальных инструментов. По их словам, на эксперимент их сподвигло недавнее исследование, касающееся оценки качества вин. В том исследовании с помощью магнитно-резонансной томографии было обнаружено, что центры удовольствия тем активнее реагируют на "букет" вина, чем выше его заявленная стоимость.
Как и всякие, противоречащие "здравому смыслу" заявления, этот вывод был воспринят научным миром очень неоднозначно. Были те, кто аплодировал результату и называл работу "очень убедительной", но были и непримиримые скептики. Среди них – Джозеф Навигари, ставший в последнее время довольно знаменитым венгр, давно проживающий в США и заявляющий, что он раскрыл секрет творений Страдивари и теперь способен изготавливать скрипки "кремонского" качества. Навигари утверждает, что из шести сотен скрипок, оставшихся от Страдивари, он исследовал около ста, и обнаружил, что их качество варьируется от непревзойденного до очень низкого – это, утверждает Навигари, в первую очередь зависит от того, насколько часто и качественно проводилась реставрация инструментов. Навигари подозревает, что сравнение лучших современных скрипок в этом эксперимента проводилось с далеко не лучшими образцами кремонских скрипок. "Легендарную репутацию мастерам Страдивари и Гварнери принесли только двадцать процентов их лучших скрипок", - утверждает Навигари. Иными словами, категорически не соглашаясь с выводом парижских ученых, он на 80% согласен с ними.
источник http://www.cnews.ru/news/line/print.sht ... /10/472085
P/S. Однажды я искал во Флоренции храм, где хранятся под стеклом скрипки Страдивари и других стариков из могучих мастеров. Полдня искал. К вечеру нашел. Уставший, сел в храме на лавочку за колонной. Чрез полчаса вокруг засуетились. Оказалось, будет концерт и играть станут на инструментах этих самых великих итальянцев. Маленький, закрытый концерт для своих. Я не двинулся. Меня не тронули или не заметили. Сидел и наслаждался. Великие звуки, чистейшие, превосходнейшие! Как награда за упорство поиска! А оно вон, как оказалось, старик Страдивари - двоешник, что ж ты так меня подвел!