проекция

Вопросы и ответы. Раздел для начинающих знакомится с юнгианством.

проекция

Сообщение наташа » 30 янв 2013, 07:58

Я хотела бы разобраться и прояснить для себя понятие проекции. Что такое возвращение проекции? Как это выглядит и происходит в отношениях? Что такое проекции и что такое реальные отношения? Для наглядности,лучше рассматривать на примерах.
наташа
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 23 дек 2012, 13:38

Re: проекция

Сообщение Vladimir » 30 янв 2013, 22:25

Проекция в классическом психоанализе — процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения и т. д. индивида приписываются им кому-то другому. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», - думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», - жалуется тот, кто не в силах признать и принять свою собственную агрессию. Проекция функционирует как защитный механизм, оберегая индивида от тревоги, свидетельствует о наличии некоторого подавленного базового конфликта.
В других психодинамических теориях — процесс бессознательного приписывания субъективных процессов одного человека другим. Этот процесс рассматривается как нормальный процесс психического развития, не обязательно отражающий невротические паттерны.
Проекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)
Противоположностью интроекции является проекция. Если интроекция - это тенденция принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция - это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Примером крайнего случая проекции может служить паранойя, клинически характеризуемая наличием у пациента хорошо организованной системы бреда. Параноик как правило оказывается в высшей степени агрессивной личностью; неспособный принять на себя ответственность за собственные иллюзии, желания и чувства, параноик приписывает их объектам или людям в своей среде. Его убежденность, что его преследуют, фактически является утверждением о том, что он хотел бы преследовать других. Но проекция существует и не в таких крайних формах; необходимо тщательно различать проекцию как патологический процесс, и продумывание предположений, которое может быть нормальным и здоровым. Планирование и предвосхищение, поиски и маневры при игре в шахматы и многих других действиях предполагают наблюдение и делание предположений относительно внешнего мира. Но эти предположения так и понимаются как предположения. Когда игрок в шахматы продумывает несколько ходов вперед, он делает ряд предположений об умственных процессах противника, как бы говоря: «Если бы я был им, я сделал бы то-то и то-то.» Но он понимает, что делает предположения, которые не обязательно будут соответствовать тому, что руководит поведением его противника, и он знает, что это его собственные предположения.
В отличие от этого, скованная сексуальными запретами женщина, которая жалуется на то, что все к ней пристают, или холодный, отчужденный, высокомерный мужчина, обвиняющий людей в том, что они враждебно к нему относятся, - примеры невротической проекции. В этих случаях люди делают предположения, основанные на собственной фантазии, не сознавая, что это только лишь предположения. Кроме того они не сознают происхождения собственных предположений.
Художественное творчество также требует каких-то предположений и проекций. Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет. Но, в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где кончается он сам и начинаются его герои, хотя бы даже в процессе самого творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим.
Невротик использует механизм проекции не только по отношению к внешнему миру; он пользуется им и по отношению к себе самому. Он отчуждает от себя не только собственные импульсы, но и части себя, в которых возникают эти импульсы. Он наделяет их объективным, так сказать, существованием, что может сделать их ответственными за его трудности и помочь ему игнорировать тот факт, что это части его самого. Вместо активного отношения к событиям собственной жизни, проецирующий субъект становится пассивным объектом, жертвой обстоятельств.
Когда хорист жалуется на свой мочевой пузырь, причиняющий ему неприятности, - это прекрасный пример проекции. Здесь поднимает голову безобразное «оно», и наш герой оказывается чуть ли не жертвой собственного мочевого пузыря. «Это просто-таки происходит со мной; я должен выносить это,» - говорит он. Мы оказываемся свидетелями возникновения маленького фрагмента паранойи. Как интроектору можно было бы задать вопрос, кто говорит, и ответом будет - «они», так проектору следует напомнить: «Это твой собственный мочевой пузырь, это ты испытываешь потребность в уринации.» - Когда проектор говорит «оно» или «они», он, как правило, имеет в виду «я».
Таким образом, в проекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром немного «в свою пользу», что дает нам возможность снимать с себя ответственность, отрицая принадлежность себе тех аспектов личности, с которыми нам трудно примириться, которые кажутся нам непривлекательными или оскорбительными.
К тому же, как правило, проекция является следствием того, что наши интроекты вызывают в нас чувство отчуждения и презрения к себе. Поскольку наш хорист интроецировал представления о том, что хорошие манеры более важны, чем удовлетворение насущных личных нужд, поскольку он интроецировал убеждение, что следует «выносить все это, улыбаясь», он вынужден проецировать или даже изгонять из себя те импульсы, которые противоречат его внешней деятельности. Это не он испытывает потребность в уринации; он хороший мальчик, он хочет оставаться с группой и продолжать петь. Уринации требует этот противный, непослушный мочевой пузырь, который как назло оказался в нем, который он считает как бы «интроектом» - чуждым элементом, насильно внедренным в него против его воли.
Проецирующий невротик, как и интроектор, неспособен различать грани собственной целостной личности, которые действительно принадлежат ему самому, и то, что навязано ему извне. Он рассматривает свои интроекты как себя самого, а те части себя, от которых он хотел бы избавиться, он рассматривает как непереваренные и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он надеется освободить себя от воображаемых «интроектов», которые в действительности являются вовсе не интроектами, а аспектами его самого. Интроецирующая личность, являющаяся полем битвы между воюющими между собой неассимилированными идеями, получает себе параллель в виде проецирующей личности, которая делает мир ареной битвы своих личных конфликтов. Чрезмерно осторожный, мнительный человек, который говорит вам, что хотел бы иметь друзей, хотел бы быть любимым, но в то же время добавляет, что «никому нельзя верить, все только и ждут, как бы ухватить у вас что-нибудь», -типичный пример проекции.
----------------
Юнг настаивал на том, что о проекции мы можем говорить только в том случае, когда распадается архаическое тождество субъекта и объекта, т.н. «мистическое соучастие». В этом случае человек испытывает эмоциональный дискомфорт, корни которого залегают в соматике (телесности).
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань

Re: проекция

Сообщение наташа » 31 янв 2013, 07:25

Спасибо за интересный материал. Я то хотела для себя понять и прояснить-об этом много говорят,но вот четкого понимания (у меня,по крайней мере) нет. Слышала версию,что проекция- некоторым образом- лежит в основе всего,любых отношений. Ну например, без "переносчика" проекций анимы или анимуса,человек вряд ли смог бы встретиться с ними. А особенно с тенью(это просто уже- как готовая проекция по определению-"хранилище всего что отвергнуто сознанием") В тексте ,который вы привели меня заинтересовало два момента: 1) "необходимо тщательно различать проекцию как патологический процесс, и продумывание предположений, которое может быть нормальным и здоровым" -так как же различать "патологию" и "норму" в этом? существуют какие-то объективные стандарты? 2) "Писатель часто буквально проецирует себя в своих героев, становится ими в то время, как он о них пишет. Но, в отличие от проецирующего невротика, он при этом не теряет представлений о самом себе. Он знает, где кончается он сам и начинаются его герои, хотя бы даже в процессе самого творчества он и терял чувство границы и становился кем-то другим"-проекция и творчество-по-моему тоже очень интересный вопрос. Так ли здесь все просто? Помнится, читала,что Ф.М.Достоевский терял сознание,описывая наиболее тяжелые переживания своих героев. Или например,актеры,часто отмечают,что в реальной жизни начинают жить и чувствовать как герой своей роли..это же способность быть и собой и другим, и разве без слияния объекта и субъекта и возникновения некого единого целого это было бы возможно?- или нет и я все не так понимаю? :)
наташа
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 23 дек 2012, 13:38

Re: проекция

Сообщение Vladimir » 02 фев 2013, 00:47

Действительно, проекция (интроекция) процесс эротический, в том смысле, что связывается все и вся. Связываются порой совершенно несвязуемые содержания - смыслы, идеи, чувства, воспоминания, сценарии, переживания и.т.д. Такое универсальное склеивание. Причем на одном полюсе этого процесса нечто «приклеивается» а на другом «отрывается». Происходит как бы «очищение» субъекта и «загрязнение» объекта.
Проекцию можно условно считать патологической настолько, на сколько она препятствует развитию личности в целом. Например, женщина (мужчина) постоянно влюбляется в мерзавцев (мерзавок), что называется наступает на те же грабли. Или проекция «накачивается» сверхценностью, создавая убежденность граничащую с фанатизмом. И опять же если, например, в начале терапии пациент проецирует на терапевта «спасителя», «гуру», «волшебника» не следует считать такую проекцию патологической, т.к. содержанием этой проекции является страстное желание избавление от страдания, что, по сути, есть здоровая предпосылка к исцелению. Опасно со стороны терапевта отождествления себя с содержанием проекции пациента, буквального принятия ее. Такое принятие есть катастрофа терапевтических отношений, приводящая в лучшем случае в тупик, в худшем - личностной трагедии обоих.
Образы, не смотря на их кажущуюся безобидность могут буквально поглотить их творца, стереть границы его «Я», и чем большей нуминозной силой заряжен образ с одной стороны, а с другой, чем слабее границы Эго-сознания, тем более опасность растворения в образе. Вот почему в начале терапии укрепляются границы Эго-сознания.
Vladimir
 
Сообщения: 4968
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 17:45
Откуда: г. Астрахань


Вернуться в Юнгианская песочница

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron