Ольга Н. » 06 окт 2010, 02:48
Меня тоже интересовал этот вопрос. Вот тот минимум (он же и максимум), который я нашла у Юнга о женщинах (непосредственно и опосредованно) в 17 томах, которые есть у меня.
«В Америке существуют специфические заведения, именуемые женскими университетами -колледжами. На нашем профессиональном жаргоне мы называем их инкубаторами для Аним».
«Я всегда чувствовал недоверие при слове «любовь». Чувство, которое у меня ассоциировалось со словом «женщина», было чувством естественной незащищенности».
«Я доверял друзьям мужчинам – и был разочарован. Женщинам я не доверял – и не обманулся».
«Ищите себе исповедника или исповедницу. Для этой роли лучше приспособлены именно женщины. Они часто наделены отличной интуицией, они видят все слабые стороны мужчины и все происки его Анимы. Они проницательны, как карточные гадалки. Они видят то, о чем мужчины не догадываются. Вероятно, поэтому еще ни одна женщина не полагала собственного мужа сверхчеловеком».
«Мне никогда не удавалось пробудить в себе очень горячий интерес ко всем этим сексуальным случаям. Да, они существуют, существуют люди с невротической сексуальной жизнью, и вам приходится обсуждать с ними все эти материи, пока им самим не надоест и вы наконец избавитесь от этой скуки. Ни один нормальный, благоразумный человек не станет попусту тратить время на подобные разговоры. Примитивным народам присуща большая скрытность на этот счет. Они намекают на сексуальную связь с помощью слова, равнозначного нашему «тише!» Сексуальные предметы являются для них табу».
«Я часто сталкивался с загадкой любви и никогда не мог ее разрешить. Здесь заключено самое великое и самое малое, самое далекое и самое близкое, самое высокое и самое низменное. И одно не существует без другого. Мы не в состоянии выразить этот парадокс. Что бы мы ни сказали, мы никогда не скажем всего. Любовь «все покрывает, всему верит, все переносит», - сказано в Библии.
Тщетно я стал бы искать язык, который был бы в состоянии адекватно выразить неисчислимые странности любви. Иногда мне кажется, что условие апостола Павла «если…любви не имею» - первое условие познания и собственно сакральности. В любом случае его должно принять как одно из толкований тезиса «Бог есть любовь».
Любовь – это свет человека и его тьма, конца которой нет. «Любовь никогда не перестает». Человек может попытаться назвать любовь, перебрав все имена, которые знает, и все это станет бесконечным самообманом. И если у него есть хоть капля мудрости, он должен смириться, обозначив неизвестное через более неизвестное, - т.е. назвав ее именем Бога».
«Женщина связана с мужчиной, она сопровождает его всю жизнь, идет вместе с ним по жизни, она – весьма влиятельный фактор, который производит в душе мужчины образ относительно автономной природы. Женщина со своей столь непохожей на мужскую психологией есть источник информации о вещах, недоступных мужчине. Ее часто превосходящая мужскую интуиция может предостеречь его в нужный момент. Ее чувство, ориентированное на личностное начало, способно указать ему пути, которое он не нашел бы своим чувством, слабо соотнесенным с личностным началом».
«Нельзя женщине приписывать низшее сознание, оно просто другое, чем у мужчин. Сознание женщины имеет «лунный» характер. Ее свет – это мягкий свет луны, в котором вещи скорее сливаются друг с другом, чем проявляются по отдельности. В этом свете, в отличие от резкого света дня, предметы не видны во всей их безжалостной разъединенности и обособленности, здесь малые вещи магически трансформируются в вещи великие, высокое превращается в низкое, а ночной пейзаж являет собой неожиданное единство. Сознание женщины более темного, более ночного качества. В силу своей слабой освещенности оно может с легкостью не обращать внимания на различия, которые сознанию мужчины представляются трудно преодолимыми камнями преткновения. Поистине требуется очень «лунное» сознание, чтобы сохранить единство в большой семье, невзирая на все различия, и действовать таким образом, чтобы гармоничные отношения отдельных частей с целым не только не подрывались, но и упрочивались. И там, где пропасть слишком глубока, луч лунного света перебросит через нее мост. Как женщинам часто бывают понятными вещи, до которых мужчине еще долго брести в потемках, также и у мужчины есть сферы опыта, которые для женщины пребывают в тени неразличения. Личностные отношения для нее важнее и интереснее, нежели объективные факты. Обширные области торговли, политики, техники и науки, все царство, где находит себе применение мужской дух, - все это подпадает у нее в тень сознания. Но зато она обладает детально разработанной осознанностью личностных отношений, бесконечная нюансировка которых от мужчин, как правило, ускользает. Женская логика «лунатика» может довести рациональный разум мужчины до белого каления. К счастью, она действует, в основном, во тьме или облачает себя в мерцание невинности».
Из «Воспоминаний»
О служанке, которая ухаживала за Юнгом в детстве в отсутствии матери:
« Я даже сейчас вижу линию ее волос, ее шею и родинки на ней, ее ухо. Все это казалось мне тогда очень странным и вместе с тем знакомым. Как будто она принадлежала не моей семье, а только мне, как будто она была связана каким-то образом с другими таинственными вещами, которых я не понимал. Ощущение странности. Которое от нее исходило, и чувство, что я знал ее всегда, воплощали для меня с тех пор некую женственную суть.
«Из комнаты матери исходило нечто пугающее. По вечерам мать была странной и таинственной».
==================================================================================================
Ну и, естественно, в контексте рассуждений об Анимусе и Аниме Юнг так или иначе говорит о женщинах.
И еще. У Юнга есть любопытная, на мой взгляд, работа, на которую я не встречала, чтобы кто-нибудь ссылался. Это очень такая аккуратная корректная типология женщин. Типы женщин Юнг рассматривает в зависимости от отношений с архетипом матери. Работа так и называется «Психологические аспекты архетипа матери». Он всегда подчеркивал амбивалентность любого архетипа, и здесь его типы женщин выстраиваются с точки зрения негативного или позитивного аспекта этого архетипа. При том, что Юнг всегда напоминал, что было бы нелепым свести человека к одному из архетипов, потому как они существуют, как он говорил (или – как мы находим в переводе) «в многоформенной переливчатости», тем не менее его женские типы волне узнаваемы в реальной жизни.