Ольга Н. » 17 фев 2012, 07:38
Да не, Володь, можно и про индивидуацию. Я как раз тоже думаю, что и Марьвасильна, и т. Дуня, и бабушка Мария вполне могут составить компанию Мари Хобсон в значимости для них того, чем они заняты.
Но вот, знаешь, че-то я в последнее время стараюсь избегать эквилибристики терминами, потому как вижу часто, что ими подменяют живую душу человека.
В моем представлении юнговская индивидуация никогда не сводилась к инструкции по применению – пункт 1, пункт 2, пункт 3.
«Вот с этим пунктиком у вас слабовато, стало быть, далёко вам до её».
Есть такой грех у специалистов-профессионалов – наложить на человека матричное понимание индивидуации.
У Хайдеггера есть такое небольшое размышление под названием «Чаша».
Он пишет: «В чем заключается чашечность чаши? Что у нее внутри? Пустота - скажем мы. Но пустота в физическом смысле - это не пустота чаши. От нас ускользнуло то, ЧТО вмещает в себя чаша.
Чаша вмещает в себя питье - воды или вина.
Для чего чаша вмещает в себя вино или воду?
Можно сказать - чтобы вылить, опорожнить. А можно сказать – чтобы поднести.
И поднесение богаче, чем опорожнение. Потому что поднесение обозначает - ОДАРИВАТЬ кого-то.
В подносимой воде присутствует ИСТОЧНИК. В источнике присутствует СКАЛА, в ней - темная дрема ЗЕМЛИ, которая приняла в себя ДОЖДЬ и РОСУ. В воде источника присутствует бракосочетание НЕБА и ЗЕМЛИ. В вине присутствует ПЛОД виноградной лозы, в котором вверились друг другу СОКИ земли и СОЛНЦЕ небес. В подношении всего этого богатства и есть чашечность чаши.
Когда мы забываем об этом, то этот дар превращается в простое наливание и разливание, пока в конце концов не опустится до обыденной торговли в розлив."
Есть у меня опасение, что юнгианство может превратиться в «торговлю в розлив».
Мы как-то беседовали с друзьями Вари о живописи. Я хотела с ними поделиться своим ощущением ЛИНИИ в живописи и в графике. Пока искала какие-то картины, очень пристально вглядывалась в эти линии, шла за ними по какой-то их немыслимой траектории, была заворожена её изгибами, поворотами, её способностью размыкать пространство и творить бесконечность форм.
Поразительно было то, что линия на полотне создавала настроение - радости, надежды, смущения, ликования, скорби. Она у художников оказалась разной и неисчерпаемой. Она изменяла пропорции, ракурсы, наклоны, была тонкой, изысканной, жирной, злой, нежной, кружевной …
В природе ведь нет линии как таковой, а существуют более или менее резкие границы форм. Линия - это воображаемая человеком граница этих природных форм. Она условна, схематична, но, как ни странно, эта условность создает миры.
У Стайна в упомянутой тобой книге есть фраза: «линия жизни - изменчивая конструкция».
"Линия была неостановима. Она рвалась за пределы пространства. И что удивительно, ей это удавалось. И там, в другом измерении, она обретала свободу. Своенравная и независимая, она потешалась над замкнутыми фигурами и обличала их мнимое совершенство. Мнимое, потому что их совершенство замыкалось на самом себе и утрачивало то, что рождает бесконечность,- желания.
Желания линии не иссякали. Она закручивалась в спираль и по этой спирали убегала в неведомое. И там, в неведомом, она становилась неожиданной для самой себя. И это составляло ее представление о полноте существования."
Ну вот как-то так…